Отключающие устройства на газопроводах: разновидности запорной арматуры и особенности ее монтажа

Классификация арматуры для газопроводов

Все существующие разновидности газовой арматуры, в зависимости от ее назначения, можно разделить на:

  • запорную. Арматура, применяющаяся для периодических отключений отдельных участков газопровода, приборов, аппаратуры. К этому виду относятся газовые краны, вентили задвижки;
  • предохранительную. Служащую для предупреждения риска повышения давления газа больше установленных норм. К этой разновидности арматуры относится сбросной предохранительный клапан;
  • регулирующую. Предназначенную для изменения и поддержания в заданных пределах давления. Это заслонки, шибера и пр.;
  • обратного действия. Для предотвращения изменения направления движения газа;
  • аварийную и отсечную. Для быстрого автопрекращения движения газа по направлению к аварийному участку в случае нарушения заданного режима. К этой разновидности относится запорно-предохранительный клапан;
  • конденсатоотводящую. Ту, которая удаляет в автоматическом режиме конденсат, накапливающийся в конденсато-сборниках и на нижних участках трубопроводных сетей;
  • контрольную. Определяет давление проходимой массы, температуру и пр.

По способу управления арматура может быть двух типов: управляемая и автоматическая. Первая приводится в действие ручными манипуляциями или при помощи привода: пневматического, гидравлического, электромагнитного, электрического.

Процесс управления вручную отличается приложением больших усилий и потерей времени. Гораздо чаще устанавливается привод и сохраняется возможность аварийного управления на случай возникновения аварий. А вторая действует при помощи устройств автосрабатывания.

Фланцевое соединение газопроводов используется на переходах с подводного или подземного участка на наземный. Такой тип соединений помогает в борьбе с электрохимической коррозией

По способу подсоединения оборудование и любая арматура для систем газоснабжения бывают:

  • фланцевые – применяющиеся для арматуры с проходом для среды больше 50 мм. Присоединение к трубам осуществляется посредством свинчивания фланцев. Основное преимущество такого соединения – возможность многократных переустановок, большая прочность и надежность. Также можно отметить универсальную применяемость. В качестве недостатка выделяют только большую массу и крупные габариты таких деталей;
  • муфтовые – используются для присоединения оборудования имеющего проход 65 мм и меньше. Подсоединение производится при помощи муфт с резьбой расположенной изнутри. Недостаток муфтовых соединений в том, что резьба постепенно стирается;
  • цапковые с нарезанной наружной резьбой. Одно устройство ввинчивается при помощи резьбы в другое устройство;
  • сварочные – это редко применяющиеся на сегодняшний день неразборные соединения. Плюсы этого способа – надежная герметичность и сведение к минимуму обслуживающих мероприятий. К недостаткам можно отнести возникающую при необходимости ремонта сложность демонтажа соединения, когда участок газопровода просто срезается;
  • ниппельные – присоединение арматуры производится при помощи ниппеля;
  • стяжные – патрубки соединяются с фланцами труб шпильками с гайками, которые располагаются вдоль арматуры;
  • штуцерные – присоединение арматуры производится при помощи штуцера, накидной гайки и уплотнительных колец. Это надежный метод соединения с возможностью демонтажа.

Кроме перечисленных выше, существуют и другие способы соединения газовой арматуры, но используются они, не так часто.

Фильтр газовый фланцевый необходим для очистки газовой среды от пыли и примесей, благодаря чему повышается срок эксплуатации и надежность функционирования газовых приборов

Также не стоит забывать, что от качества выполненного соединения будет зависеть функциональность трубопровода и надежность всей газораспределительной системы.

Виды запорной арматуры

Существуют различные виды запорной арматуры:

1. Запорные краны присутствуют на всех трубопроводах. Соединяются с трубой фланцевым или муфтовым соединением. С учетом рабочей среды краны подразделяются на шаровые и пробковые.

Сальниковые муфтовые – краны-пробки с резиновым или пеньковым сальником внутри, отлитые из чугуна для использования в водных и нефтяных трубопроводах. Температура транспортируемого вещества не должна превышать 100 градусов. Кран можно устанавливать в любом положении.

Пробковые муфтовые – чугунные для газовых трубопроводов. Максимальный порог температуры – 50 градусов. Также неприхотливы к установке.

Фланцевые шаровые краны – производятся в стальном (диапазон температур 30-70 градусов) и чугунном, выдерживающем 100-градусную нагрузку, варианте.

2. Запорная заслонка выполнена в виде диска, вращающегося вокруг своей оси, расположенной перпендикулярно или под определенным углом по направлению движения вещества. В основном монтируются на трубопроводы большого диаметра с небольшим давлением рабочей среды. Устанавливаются гидроприводным или электроприводным способом, а также вручную врезаются в трубопровод при помощи сварки или фланцевым соединением. Корпус изготавливается из чугуна, а диск из стали. Подходят для использования в кислотных и щелочных средах и не требуют технического обслуживания.

3. Трубопроводные задвижки периодически перекрывают поток рабочей среды. При оснащении их электроприводом появляется возможность осуществлять управление дистанционно. Изготавливаются из чугуна, стали, нержавейки или сплавов цветных металлов. Выбор материала, из которого будет изготовлено устройство запорной арматуры, зависит от того, щелочная или кислая среда будет транспортироваться по трубопроводу.

4. Запорный вентиль предназначается для полного перекрытия потока. С его помощью невозможно осуществить регулирование рабочего давления. Вентиль должен быть всегда полностью открыт или закрыт. Золотник и шпиндель, составляющие систему, перекрывают поток параллельно его направлению для предотвращения гидроударов. Вентили для систем с высоким давлением приваривают к толстостенным трубам. Также возможно соединение фланцевыми патрубками и муфтами. Последнее распространено в трубопроводах для транспортировки воды, воздуха или пара температурой не выше 50 градусов с обязательным уплотнением чугуна кожаным, резиновым или паронитовым кольцом.

Детали, изготовленные из латуни, немного весят и работают при высоких показателях сжатия, обеспечивая 100% перекрытие.

Герметизация в таких системах может обеспечиваться:

  • сильфоном;
  • диафрагмой;
  • сальником.

Типы запорной арматуры включают в себя также те специальные вентили, задвижки и заслонки которые эксплуатируются на трубопроводах, по которым движутся агрессивные вещества. Для таких изделий чаще всего используют устойчивую к кислоте и щелочи латунь.

Детали из сильфона применяют при необходимости обеспечения герметичности соединения, выдерживания высоких температур и предотвращения возможной утечки.

Антикоррозийные свойства также крайне важны для арматуры, используемой в агрессивных средах, поэтому зачастую допускается применение фланцевых, фарфоровых и диафрагмовых вентилей с резиновым покрытием.

Газовая запорная арматура

Газовая запорная арматура – неотъемлемая часть в газотранспортной системе, функция которой – включение или отключение газа, изменение направления его потока, управление давлением или количеством проходящего продукта.

К арматуре, которая будет использоваться в газопроводах, предъявляется требование к герметическому отключению существующих участков в газовых трубопроводах. Поэтому краны, задвижки, обратные клапаны и вентили должны пройти сертификацию и быть изготовлены из высококачественных материалов, ведь от их надежности зависит, не произойдет ли сбой в работе, который приведет к загрязнениям атмосферы или взрыву газа.

Используемое оборудование и инструменты для монтажа

Для монтажа газопровода мастера применяют специальное оборудование:

  • Длинноволокнистый лен или ФУМ-лента для устройства резьбовых соединений.
  • Рычажные ключи с параллельными губками. Они должны быть оснащены насечками для лучшего сцепления с деталью.
  • Аппарат для выполнения сварки.
  • Фитинги – детали с мелкой резьбой для соединения нескольких элементов.

Все инструменты и элементы системы должны иметь сертификат завода, изготавливающего эти детали. Все сертификаты должны соответствовать требованиям Госгортехнадзора. Если сертификаты отсутствуют, то использование таких труб невозможно.

Классификация

По механизму блокировки потока перекачиваемой среды в трубах стальные фланцевые задвижки бывают:

  • шаровые — в корпусе вентиля к штоку закреплён шар со сквозным отверстием, при повороте маховика он позволяет частично или полностью перекрывать поток;
  • винтовые — к регулировочному штоку закреплён клапан, запирающий седло, при вращении маховика клапан перемещается вертикально над седлом, регулируя напор рабочей среды в трубе;
  • шиберные — задвижки (конические клапаны), перемещаемые вдоль пары зеркал с уплотнителями при помощи штока;
  • пробковые — регулировка потока осуществляется конической пробкой, которая вступает в контакт со специальным седлом, особенностью является сложность поворота маховика при больших диаметрах соединительных патрубков.

По материалу корпуса:

  • стальные (марка А25 или А20), отличающиеся высокой прочностью, надёжностью, предельная температура эксплуатации до +425С при давлении до 6,3 МПа, максимальный диаметр до 100 мм;
  • латунные, компактные вентили с малым весом (от 0,25 до 1,58 кг), диаметр патрубков 15–50 мм,
  • чугунные, прочные запорные вентили для труб больших диаметров (до 3 м), эксплуатируются при температурах от -30С.

По виду фланцев:

  • с шипами и пазами;
  • с выступами и впадинами;
  • плоские, предназначенные для сварки.

По типу управления:

  • ручные;
  • редукционные;
  • электроприводные;
  • пневмоприводные.

Применение арматуры для многослойных металлополимерных труб

Комплектующие на трубопроводах применяются для включения, выключения и подачи воды в различные магистральные сети. Отличительной характеристикой, присущей многослойным металлополимерным трубам, является их отличная теплостойкость и инертность к любым агрессивным средам. Она состоит из алюминиевой трубы, покрытой снаружи и внутри пластиком. Многослойным металлополимерным трубам присущи такие характеристики как:

  • Сохранение своей формы после изгиба;
  • Способность выдерживать высокие температуры;
  • Непроницаемость газов;
  • Устойчивость к образованию отложений;
  • Долговечность.

Многослойные металлополимерные трубы

Положительные свойства многослойным металлополимерным трубам обеспечивают свойства полимера. Благодаря низкой стоимости происходит массовое производство труб. Но, несмотря на достоинства, многослойным металлополимерным трубам присущи недостатки:

  • Неустойчивость к перепадам температуры;
  • Необходимость использования компенсирующих элементов на изгибах;
  • Промерзание;
  • Сложность монтажа.

Многослойным металлополимерным трубам присуща сложность монтажа запорной арматуры из-за того, что алюминий и полиэтилен имеют разную теплопроводность, при перепаде температур алюминий сильно сужается и соединение труб ослабевает.

В качестве запорной арматуры к многослойным металлополимерным трубам служат краны, задвижки, клапаны, вентили. Арматуру устанавливают на разводах при установке труб.

Запорная арматура может входить в комплект к многослойным металлополимерным трубам.

Согласно нормативным документам существует условное обозначение запорной арматуры в зависимости от вида управления и типа соединения. Обозначение указывает, какой тип устройства и материал. Условное обозначение устройств с ручным управлением состоит из последовательно повторяемых цифр и букв.

Виды арматуры для трубопроводов

Выделяют следующие виды трубной арматуры:

  • регулирующая;
  • запорно-регулирующая;
  • невозвратно-запорная;
  • запорная;
  • предохранительная;
  • обратная;
  • невозвратно-управляемая;
  • смесительно-распределительная;
  • дренажная (спускная);
  • отводная;
  • отключающая (защитная);
  • редукционная (дроссельная);
  • фазоразделительная;
  • контрольная.

Как нетрудно догадаться, каждая разновидность продукции предназначена для определённых целей, которым соответствует и устройство трубопроводной арматуры.

Например, запорную трубопроводную арматуру используют для перекрытия движения рабочей среды (или совокупности сред) с целью проведения профилактических работ в сети.

Предохранители служат для защиты трубопровода от превышения рабочего давления, в результате которого система может выйти из строя, путём сброса излишков перемещаемой среды.

Регулирующая арматура предназначена для поддержания нужного количества носителя с помощью изменения его расхода.

Возникновение возвратного потока, снижающего производительность системы, предотвращается обратными элементами (в частности, невозвратно-запорными и невозвратно-управляемыми).

Сброс из трубопроводной системы рабочей среды осуществляется путём использования спусковых, или дренажных, приспособлений.

Разделение фаз (при условии, что в трубах перемещается несколько фазовых состояний среды) производится при помощи фазоразделительных элементов.

Основы установки запорно-регулирующей аппаратуры

Ни один трубопровод не может полноценно функционировать без запорной аппаратуры. Вследствие того что существует несколько ее разновидностей, установка одной из них существенно отличается от монтажа других устройств и должна осуществляться только специалистами с применением специализированного оборудования.

Работоспособность, долговечность и безопасность трубопровода зависят от того, насколько квалифицированно были проведены работы по монтажу.

Соединение арматуры с трубопроводом производится:

  • муфтами с внутренней резьбой;
  • цапками на наружном уплотнителе;
  • ниппелями;
  • фланцами;
  • сваркой.

Сварка – самый надёжный способ взаимного скрепления элементов трубопровода и единственный, который подходит для транспортировки сред высокого давления.

Соединение при помощи фланцев, плоских колец или дисков из легированной стали, закрепляющихся болтами к концам деталей, которые необходимо закрепить, также, позволяет обеспечить необходимый показатель герметичности. Производители запорной арматуры предоставляют гарантию на свою продукцию, проводя тесты на непроницаемость и прочность деталей, их соответствие техническим требованиям.

Правила при монтаже запорно-регулирующей арматуры

Есть несколько важных правил, которые следует соблюдать при выполнении монтажа запорно-регулирующей арматуры:

1. Обязательная очистка трубопровода. После транспортировки деталей их необходимо обработать вручную или воздействуя воздухом, паром или водой. При проведении сварки также нужно регулярно осматривать трубу на предмет загрязнений, чтобы образовавшаяся окалина не повредила герметичности.

2. Проверка фланцев на предмет наличия неровностей. Гладкая поверхность детали не должна быть поцарапана или иметь другие ярко выраженные дефекты.

3. Следует избегать монтажа запорной арматуры на участках с неравномерным рельефом. Если механизм будет находиться не на прямом отрезке трубопровода, напряжение, возникающее в местах изгиба, повлияет на герметичность и спровоцирует протечки.

4. Экранирование от скачков давления, возникающих при гидравлическом ударе, который может повредить или вывести из строя всю систему, включая и арматуру, проводится путем установки обратного клапана для обеспечения стабильного потока.

5. К задвижкам крупным диаметров или тяжелым приводам может понадобиться дополнительная опора для препятствования поломке винтов или прокладок.

6. Запорную арматуру можно повредить, если приложить слишком большие усилия к ее закручиванию.

7. Арматура из нержавеющей стали должна находиться в открытом положении во время установки.

Где выгоднее купить запорную арматуру

«ЭкоМонтаж» предлагает запорную арматуру в различных исполнениях. В продаже решения для частного и производственного использования. Представлено оборудование для нефтепроводов, тепловых сетей, водоотводящих линий.

Ключевые преимущества сотрудничества с компанией «ЭкоМонтаж» для клиентов.

  • Высокое качество товара. В продаже только сертифицированное оборудование. Продукция поставляется в заводской упаковке, сопровождается паспортами качества и сертификатами соответствия. Изделия проходят заводские испытания, о чем имеется соответствующая отметка в документах.
  • Оперативная доставка. Товар отправляется в любую точку России. Предприятие сотрудничает с транспортными компаниями, предлагает льготные условия для оптовых клиентов (сниженная стоимость, выгодные схемы сотрудничества). Возможен самовывоз оплаченной продукции со склада.
  • Масса сопутствующих продуктов. Наряду с запорной арматурой реализуются сварочные аппараты, полимерные трубы, пожарные гидранты и пр. Ассортимент изделий периодически расширяется.

Расположение запорной арматуры на трубе

Перед установкой в ​​газовую систему клапаны и клапаны подвергаются внешнему капитальному ремонту, смазке, проверке герметичности и испытанию на герметичность. При этом место для установки отключающего устройства на газопроводе выбирается в соответствии с рекомендациями СП 42-101-2003.

Монтаж отключающих устройств на газопроводе производится под землей – в колодце или непосредственно в земле или над землей – в пожаробезопасных шкафах, на стенах или трубах.

Установка запорной арматуры выполняется так, чтобы ее можно было осмотреть, обслужить и, при необходимости, разобрать.

Место для вставки отключающего устройства в газопровод выбирается:

  • на ответвлениях от магистрали – вне территории потребителя и не более 100 м от распределительного трубопровода;
  • при наличии параллельных труб – на удобном расстоянии для обслуживания обоих устройств;
  • на выходах и входах ГРП – на расстоянии 5-100 метров от точки;
  • при пересечении газопровода с воздушной ЛЭП – вне его безопасной зоны;
  • на стенах частных домов – не менее полуметра от дверных и оконных проемов;
  • возле газовой плиты – сбоку от трубы на уровне соединительной трубы на расстоянии 20 см и более от плитки;
  • к газовой плите или колонке с верхней разводкой – на высоте 1,5 от пола.

Если арматура устанавливается выше 2,2 м, на этом уровне необходимо предусмотреть металлическую лестницу и / или площадку.

Если устанавливаются колодцы, они должны быть из негорючих строительных материалов. Камень, кирпич, бетон и др. они сделают. Но ни дерева, ни пластика.

Для наземных внутренних и внешних газопроводов со стальными и полиэтиленовыми трубами, используемыми для природного газа и сжиженного нефтяного газа в паровой фазе с давлением до 0,005 МПа, рекомендуются обычные шаровые краны

Фланцевые соединения должны быть уплотнены следующими прокладками:

  • паронит – при давлении до 1,6 МПа;
  • маслобензостойкая резина – при давлении до 0,6 МПа;
  • алюминий – при любом давлении;
  • медь – при любом давлении (кроме газопроводов с диоксидом серы);
  • полиэтилен высокой и низкой плотности, фторопласт – при давлении до 0,6 МПа.

Стоит отметить, что фланцевые соединения прямоугольного и квадратного типа достаточно сложны в обработке и сложно обеспечить надежную герметизацию соединения, поэтому предпочтение лучше отдавать фланцевым соединениям круглой формы.

Отключающие устройства должны быть установлены:

  • у входа в здание;
  • перед наружным блоком, потребляющим газ;
  • на входе и выходе гидроразрыва пласта;
  • на длинных поворотах без выхода;
  • на ответвлениях от общей трассы к деревне, микрорайону или бизнесу;
  • при пересечении трубопроводом железных и автомобильных дорог, а также водных преград.

Все устанавливаемые поворотные краны должны иметь ограничитель поворота ручки на 900, а задвижки – индикатор степени открытия.

Причем все устройства диаметром до 80 мм должны иметь на корпусе опасность с указанием направления потока газа.

Назначение и функции запорной арматуры

Изделия запорной арматуры относятся к специальному типу изделий для трубопроводных магистралей, назначение которых заключается в оперативном регулировании скорости потока рабочего носителя для обеспечения заданных параметров технологического процесса. Действие запорной арматуры направлено на закрытие, открытие, смену направления и скорости движения рабочего газа/жидкости. Кроме того, к запорной арматуре следует отнести спускные и контрольные изделия, служащие для сброса носителя из трубопроводных систем, технологических аппаратов, и подачи носителя в контрольно-измерительные приборы.

Арматура данного типа присутствует во всех трубопроводных магистралях промышленных производств, технических объектах бытового назначения (отопление, газо-, водоснабжение, канализация и т.д.), и составляет не менее 80% от общего количества используемых изделий в магистрали. Наибольшее распространение в качестве запорных элементов получили задвижки, вентили, краны, клапаны и затворы.

Выбор материалов, из которых изготавливаются данные детали, в настоящее время достаточно широк:

  • металлы (титан, алюминий);
  • сплавы (чугун, сталь, бронза);
  • полимерные и синтетические материалы, например, поливинилиденфторид (ПВДФ), хлорированный поливинилхлорид (ХПВХ), полиэтилен (ПЭ), полипропилен (ПП).

При выборе запорного изделия руководствуются следующими техническими характеристиками: присоединительный диаметр, назначение и материал, из которого изготавливается корпус и рабочая часть трубопровода, скорость закрытия. Специальные требования: продолжительные сроки службы, высокая прочность, надёжность, безопасность, коррозионная устойчивость материала к рабочей среде, герметичность, простота монтажа и удобство эксплуатации.

Следует отметить, что рабочая среда трубопровода достаточно быстро повреждает изделия запорной арматуры, происходит истирание уплотнительных элементов, износ, коррозионные процессы, поэтому необходимо своевременно проводить технический контроль оборудования, промывку систем магистралей, ремонт или замену изделия.

В зависимости от назначения в составе технического объекта запорная арматура делится на категории:

  • промышленная (общепромышленная, специальная) – используется в производствах различного рода деятельности, в том числе народного хозяйства;
  • судовая – эксплуатируется в заданных специфических условиях морского и речного транспорта;
  • сантехническая – трубопроводная арматура бытового назначения, применяется в газовых плитах, колонках, ванных, котлах и т.д.;
  • изготовленная по спецзаказу – разрабатывается, изготавливается и эксплуатируется в соответствии с особыми заданными техническими требованиями, например, в уникальных, экспериментальных промышленных объектах.

Функции, выполняемые данным типом арматуры обширны: регулирующая, распределительно-смесительная, предохранительная, защитная, запорная, фазоразделительная.

В данной статье рассмотрим виды запорной арматуры, действие которой направлено на изменение площади поперечного сечения трубопровода для регулирования скорости потока носителя или полной его остановки.

Виды комплектующих и их предназначение

Классификация всей трубопроводной арматуры осуществляется по следующим критериям:

  • Способу перекрытия рабочей среды;
  • Области применения;
  • Методу управления;
  • Величине давления;
  • Виду материала;
  • Способу присоединения.

Использование каждого подвида возможно только при строгом соблюдении стандартов. По способу перекрытия классификация комплектующих осуществляется по следующим разновидностям:

  • Задвижки;
  • Краны;
  • Вентили;
  • Заслонки.

Трубопроводная арматура

У задвижки запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды. Их применяют на тех трубопроводах, по которым перекачивают:

  • Нефть;
  • Газ;
  • Воду;
  • Потоки пара.

Для передачи пара на промышленные предприятия, такие как тепловые, атомные электростанции, системы парового отопления, применяется паропровод. На данный момент большой популярностью в использовании пользуется запорная арматура с электроприводом. Электропривод приводит задвижку в открытое либо закрытое положение дистанционно, с использованием пульта.

Все краны устанавливаются на водных, нефтяных либо газовых магистралях. Краны бывают двух подвидов — шаровые и пробковые.

Шаровая запорная арматура — это один из самых современных, высококачественных и прогрессивных видов фитингов с высокой степенью герметичности.

Запорные вентили

Преимуществами шаровых кранов является:

  • Высокая степень герметичности;
  • Простая конструкция;
  • Небольшие размеры;
  • Безопасность и надежность работы;
  • Оптимальная цена.

Запорный вентиль необходим для полного перекрытия рабочей среды, потому как он не может регулировать рабочее давление магистрали. Запорные вентили используются на магистралях, где происходит подача воды, пара или воздуха.

Запорные заслонки используют на магистралях большого диаметра при невысоком давлении рабочей среды. Требования к герметичности у них намного меньше.

По величине давления устройства бывают вакуумные, низкого, среднего и высокого давления. Запорная арматура высокого давления широко востребована в нефтеперерабатывающей, газодобывающей, химической промышленности.

Назначение газовой арматуры и оборудования

Газовая арматура и газовое оборудование предназначаются для установки на трубопроводах применяющихся для транспортировки, снабжения и распределения голубого топлива. С помощью этих механизмов включается и отключается подача, изменение давления, количества, направления газового потока. Арматуре присущи такие основные характеристики, как номинальное давление (условное) и номинальный диаметр.

Под номинальным давлением берется max давление при температуре 20 град., при котором гарантируется длительная служба разных соединений элементов и узлов с трубопроводом. Условный проход (DN) – это характеристика, которая используется в трубопроводных сетях в качестве общего параметра соединяемых частей.

Газовый трубопровод включает в себя не только трубы, но и большое количество газовой арматуры, которая обеспечивает его надежное функционирование

Большая часть разновидностей арматуры состоит из запорного или же из дроссельного устройства. Это конструкции в виде корпуса снаружи закрытого крышкой.

Внутри корпуса перемещается затвор. В результате перемещения затвора относительно его седел меняется площадь участка, через который газ проходит. Этот процесс вызывает изменение гидравлического сопротивления.

Простая конструкция, доступная стоимость и возможность использовать газовые заслонки в большом диапазоне температур – вот основные достоинства газовых заслонок

Соприкасающиеся во время отключений частей газопровода поверхности затвора и седла носят название уплотнительных. В устройствах дроссельного типа поверхности затвора и седла, которые, в свою очередь, образуют регулируемый проход для транспортировки рабочей среды, носят название дроссельных.

Условные обозначения материалов корпуса арматуры

Материал корпуса Обозначение

материала

Материал корпуса Обозначение

материала

Сталь углеродистая с Латунь и бронза б
Сталь кислотостойкая и нержавеющаянж Винипласт вп
Чугун серый ч Сталь легированная лс
Чугун ковкий кч Алюминий а

На третьем — порядковый номер изделия. На четвертом — условное обозначение материала уплотнительных колец: б — бронза или латунь; нж — нержавеющая сталь; р — резина; э — эбонит; бт — баббит; бк — в корпусе и на затворе нет специальных уплотнительных колец.

Например, обозначение крана ПбЮбк расшифровывается так:

11 — вид арматуры (кран), б — материал корпуса (латунь), 10 — порядковый номер изделия, бк — тип уплотнения (без колец).

Большинство видов арматуры состоит из запорного или дроссельного устройства. Эти устройства представляют собой закрытый крышкой корпус, внутри которого перемещается затвор.

Перемещение затвора внутри корпуса относительно его седел изменяет площадь отверстия для прохода газа, что сопровождается изменением гидравлического сопротивления.

В запорных устройствах поверхности затвора и седла, соприкасающиеся во время отключения частей газопровода, называют уплотнительными. В дроссельных устройствах поверхности затвора и седла, образующие регулируемый проход для газа, называют дроссельными.

Затворы

Ключевое назначение затвора — полное перекрытие магистрали. В состав изделия входят:

  • поворотная рукоять с фиксатором;
  • литой металлический корпус;
  • диск;
  • шток;
  • уплотнители.

Особенности монтажа затвора зависят от типа. Устройство устанавливается силами одного-двух мастеров, в применении сложного инструмента нет необходимости.

Преимущества оборудования:

  • простота конструкции;
  • наличие компактных моделей, предназначенных для бытового использования;
  • возможность установки на неэлектрифицированных участках;
  • умеренная масса.

Продукция для ответственных объектов выбирается согласно проектной документации.

Требования к запорной арматуре

Запорные механизмы для технических магистралей должны отвечать следующим требованиям.

  • Структурная целостность. Недопустимо наличие механических повреждений. Это касается корпуса, соединительных и управляющих элементов арматуры. Использование дефектных изделий снизит эффективность сети, не позволит контролировать поток.
  • Герметичность. Продукция должна комплектоваться качественными уплотнителями. Наличие протечек и запотеваний говорит о проблемах с прокладками либо некорректном формировании соединения.
  • Плавность регулировки. Наличие заклиниваний и заеданий свидетельствует о поломке рабочих механизмов. Исправная арматура обеспечивает плавный ход подвижных элементов.
  • Комплектность. Сертифицированный товар дополняется сопроводительными документами. Они запрашиваются при приемке, подтверждают соответствие продукции отраслевым нормативам.

Запорная арматура проверяется перед монтажом. Наличие явных и скрытых дефектов — повод отказаться от использования продукции.

Установка компенсаторов

а — линзового с задвижкой; б — резинотканевого; 1 — нижний кожух; 2 — верхний кожух; 3 — штифт; 4 — муфта; 5 — насадка; 6 — колпак; 7 — ковер малый; 8 — подушка под ковер; 9 — труба водогазопроводная усиленная; 10 — фланец приварной; 11 — задвижка; 12, 14 — прокладки; 13 — компенсатор двухлинзовый

Ввиду того что в колодцах очень часто находится вода, гайки и стяжные болты ржавеют, поэтому работа с ними затрудняется, а в отдельных случаях эксплуатационный персонал оставляет стяжные болты на линзовых компенсаторах, не свертывая гайки. Линзовый компенсатор перестает выполнять свою функцию, поэтому новые конструкции компенсаторов не предусматривают стяжных болтов. При ремонтах применяют струбцину для сжатия компенсаторов.

В связи с тем что компенсаторы выполнены из тонкостенной стали толщиной 3-5 мм, они не могут быть равнопрочны трубе. Ограниченность давления — основной недостаток линзовых компенсаторов. Для увеличения допустимого давления компенсаторы изготовляются из более прочной стали, с большим количеством волн, но меньшей высоты.

Существуют компенсаторы, выполненные из гнутых, обычно цельнотянутых труб (П-образные и лирообразные). Основной недостаток таких компенсаторов — большие габариты. Это ограничивает их применение на трубопроводах больших диаметров. В практике газоснабжения гнутые компенсаторы распространения не получили и совершенно не применяются в качестве монтажных компенсаторов при установке задвижек.

Большим достоинством обладают резинотканевые компенсаторы (рисунок выше). Они способны воспринимать деформации не только в продольном, но и в поперечном направлениях. Это позволяет использовать их для газопроводов, прокладываемых на территориях горных выработок и в сейсмоопасных районах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий