Что такое динамический микрофон: плюсы и минусы устройства.

Что нужно знать при эксплуатации микрофонов

  • Далеко не каждый инструмент можно качественно записать одним микрофоном
  • При записи важнейшую роль играет точка размещения микрофона, в том числе, его расстояние до инструмента
  • Чем больше линейные размеры инструмента (например, рояль), тем сложнее найти оптимальное расположение микрофона(-ов)
  • При записи с расстояния, превышающего 10–20 см, всегда следует использовать микрофоны с большой чувствительностью (обычно – конденсаторные)
  • Чем ровнее АЧХ, тем лучше, но! тем холоднее и нейтральнее записанный звук. Не всем по вкусу
  • Микрофонов никогда много не бывает, каждый найдёт своё применение в студии

Предусилитель

Как мы уже говорили чуть выше, любой микрофон сам по себе выдает довольно слабый уровень
сигнала и требует входного усиления. Здесь вариантов два – либо входной
предусилитель звуковой карты (плохой вариант), либо использования отдельного
предусилителя.

Так же, как мы уже упоминали выше, конденсаторные микрофоны
требуют наличие фантомного питания 48V, и подаваться оно должно с усилителя.

Усилители делятся по типу используемых элементов:

  • Ламповые — на электронных, электроваккумных лампах. Ламповые усилители пользуются
    большим спросом со стороны, как студий звукозаписи, так и в среде аудиофилов. Причиной
    тому – очень чистый и мягко окрашенный звук, выдаваемый качественной лампой.
    Следует учитывать, что хороший ламповый предусилитель усилитель не может стоить
    дешевле 800 уе, поэтому следует избегать подозрительно дешевых «ламповых» приборов
    (как например, некоторые продукты компании BEHRINGER).
  • Транзисторные — позволяют достигать довольно большой
    выходной мощности и неплохого качества при довольно простой конструкции и
    небольших размерах.
  • Интегральные — соответственно, построены на микросхеме.
  • Гибридные — усилители, сочетающие элементы разных типов (например, транзисторы+лампа,
    транзисторы+микросхемы).

Если говорить о внешних микрофонных предусилителях, то
зачастую в рамках одного прибора также добавляют необходимые элементы обработки
сигнала (компрессор, эквалайзер нойз-гейт, деэссер и.т.д) и это очень удобно,
ведь в таком случае мы можем выполнить всю необходимую первичную обработку
непосредственно в процессе записи.

Наш выбор пал именно на такое устройство, гибридный
(лампа+транзистор) предусилитель Channel One немецкой компании SPL:

В качестве бюджетного или домашнего решения можно посоветовать
транзисторные приборы таких компаний, как например, dbx – они отличаются
неплохим уровнем качества по довольно приемлемым ценам.

Самый простой вариант –
внешняя профессиональная звуковая карта с предусилителем и XLR подключением (например M-Audio FW Solo или TC Electronic Konnekt).

Типы микрофонов

Современные микрофоны бывают двух типов: конденсаторные и динамические. Разница состоит в механизме передачи звука.

Конденсаторный микрофон работает благодаря электрическому конденсатору, изобретенному в 1916 году. Это достаточно простое устройство, состоящее из двух пластин-электродов с диэлектриком посередине. В микрофонах одна из полимерных эластичных пластин (обкладок) покрыта металлизированной пленкой. От звуковых вибраций она колеблется, изменяет объем внутри конденсатора и сигнал (ток заряда) поступает на усилитель. Такие микрофоны передают звук с высокой точностью, в широком диапазоне, но из-за большой чувствительности реагируют и на посторонние шумы. В связи с этим их использование считается более целесообразным при студийной работе — для звукозаписи, телевидения, радиовещания. К недостаткам конденсаторных микрофонов можно отнести их зависимость от условий внешней среды — перепадов температуры и высокой влажности, хрупкость, а также более высокую стоимость.

Классической моделью такого микрофона считается AKG С414, обладающий лучшими техническими характеристиками для данного типа.

Разновидность конденсаторного — электретный микрофон, куда встроен электрет, способный накапливать заряд и затем постепенно его расходовать, поддерживая электрическое поле, так что постоянное подключение к источнику питания не требуется. К этому типу относится, например, универсальная и стильная модель AKG C1000S, где есть возможность не только изменять источник питания с фантомного на батарейки, но и переключать диаграмму направленности.

Динамический микрофон работает за счет колебаний мембраны, соединенной с катушечным либо ленточным проводником в магнитном поле. Такая конструкция более надежна в отношении внешних условий, выдерживает падения, удары и тряску, не реагирует на посторонние шумы и даже стоит дешевле. Зато динамический микрофон имеет меньший диапазон, не так чисто, как конденсаторный, передает оттенки звука и потому более пригоден для выступлений на публике, в том числе и на сцене и, особенно, при живом исполнении. Специфика конструкции также не позволяет делать динамические микрофоны миниатюрными.

Лидеры производства качественных динамических микрофонов: компании SHURE, SENNHEISER, AUDIO-TECHNICA, TELEFUNKEN, BEYERDYNAMIC. Поскольку устойчивость к механическим повреждениям — важная характеристика таких микрофонов, то имеет смысл выбирать модели проверенных производителей, изготовленные из высококачественных прочных материалов.

Как правильно подключить микрофон

Чтобы добиться качественного звучания, нужно знать, как подключить микрофон к компьютеру. Не все понимают, что за разноцветные входы расположены на задней панели настольного компьютера. С ноутбуками проще: возле разъёмов всегда найдутся поясняющие значки, на настольных ПК это роскошь.

(Могут наличествовать разъемы для подключения дополнительных колонок, что отлично подходит для создания домашнего кинотеатра, они нам не нужны.)

Основных разъёма три: выход на колонки (наушники), микрофонный и линейный входы, каждому присвоен определённый цвет.

Зачем нужны микрофонный вход и выход на динамики/наушники, понятно из названия. А с линейным (Line in) ситуация интереснее. Он тоже предназначен для записи звука, но устроен проще.

Микрофонный входЛинейный вход
Подаётся напряжение 2 — 5 Вольт, точная величина зависит от модели звуковой картыВыходного напряжения нет
Установлен предусилитель, усиливающий сигнал примерно в 30-50 разУсилителя нет

На устройство, подключённое к микрофонному разъёму, подаётся напряжение (так называемое «фантомное питание»), а обратный сигнал проходит через усилитель. Отсюда и возникает шум на записи: во-первых, подаваемое питание имеет свою частоту, во-вторых, электронные компоненты звуковой карты ловят и делают громче все помехи и сигналы с микрофона и окружающих устройств.

Линейный вход фантомного питания не имеет, да и усилителя как такового нет. Сигнал нужен мощный, но зато при оцифровке сигнала примешивается минимум постороннего шума. Например, можно взять старый кассетный плеер и подключить к Line in его выход на наушники — так получится оцифровать аудиокассеты.

Электретные и конденсаторные микрофоны нельзя просто взять и подключить к линейному входу. Точнее, электретный заработает, но без питания он, будучи генератором очень слабого тока, выдаст слишком тихий звук, практически неслышимый.

Существует поверье, что качество записи зависит от того, есть ли у звуковой карты фантомное питание или нет. Это заблуждение. У разных моделей выдаваемое напряжение разное, но оно есть всегда. Чистота звука зависит от схемы усилителя, общей защищённости от помех и ряда других факторов. Сколько напряжения выдаёт карточка — дело десятое, электретным капсюлям много и не надо.

Что же делать? К чему знать эту заумь? А к тому, что существует два вида усилителей, способные повысить громкость звука, подключаемые либо к микрофонному, либо к линейному входам. И нужно понимать, какой вариант вам подходит.

  1. Встроенные в микрофон, питающиеся от идущего по микрофонному кабелю напряжения. Усиливают сигнал до 10 раз (в децибелах точно не могу сказать), сильно уязвимы для помех.
  2. Со внешним питанием от батареек или отдельного блока. Могут усиливать сигнал в 10-1000 раз и подключаются к линейному входу. Шум никуда не исчезает, но относительно полезного сигнала он в сотню раз тише, поэтому, подключив даже дешёвую сторублёвую петличку через усилитель, можно получить качественный звук.

То есть в идеале микрофон нужно подключить через усилитель к линейному входу и всё будет ОК.

Минусы конденсаторного микрофона

Конденсаторный микрофон всегда требует для себя источник питания. Либо это предусилитель (+48 В), либо это фантомное питание от микшерского пульта. Поэтому круг использования микрофона часто ограничен.Эти микрофоны практически не бывают концертными и не приспособлены к активной деятельности в разных условиях. Так как эти микрофоны очень чувствительны, то соответственно ловят не только то, что надо, но и часто то, что совсем не надо ловить. Например, голоса за дверью. Или холодильник в соседней комнате. Поэтому эти микрофоны требуют соответствующую звукоизоляцию. Также такие микрофоны не любят небрежного и грубого к ним обращения, и ломаются практически при первом же падении, в отличие от динамических, которые можно (но не нужно!!) случайно уронить и им ничего не будет. Часто конденсаторные микрофоны требуют так называемый ПОП-фильтр для защиты от взрывных согласных «П-Б», «Т-Д», «С-З» у вокалистов. Всё это делается потому, что у этих микрофонов очень нежная начинка, которую легко повредить, просто превысив допустимый уровень звукового давления. Этот уровень всегда написан в паспорте микрофона.

Благодаря лучшей переходной характеристике, конденсаторные микрофоны, как правило, имеют более широкий частотный диапазон, чем динамические. Однако, существуют исключения. Среди конденсаторных микрофонов чаще встречаются однонаправленные, чего нельзя сказать о динамических микрофонах. Строение конденсаторных микрофонов позволяет производить даже самые миниатюрные устройства, в то время как механизмы динамического микрофона накладывает существенные ограничения на его размер. Конечно, бывают на свете хорошие и дорогие студийные микрофоны, будучи динамическими. И наоборот, в последнее время становятся очень популярны конденсаторные микрофоны, приспособленные к живым концертным выступлениям в любых условиях.

Настоящие студийные динамические микрофоны незаменимы там, где практически всегда присутствует повышенное звуковое давление (например, внутри бас-барабана «бочки»). Это барабаны, литавры и любая перкуссия. А у концертного конденсаторного микрофона (наряду с возможностью переключения направленности) ценится его чувствительность к передаче нескольких голосов (инструментов) и расширенный частотный диапазон. Что позволяет использовать его для озвучивания хоров и оркестров.

Вокальными некоторые микрофоны называют из-за характерного подъёма АЧХ в районе 2-4 кГц для подчёркивания голоса человека и для облегчения последующего монтажа при сведении.Соответственно, инструментальными бывают микрофоны с подъёмом АЧХ на частотах, характерных для того или иного инструмента, что говорит об узкоспециализированном микрофоне.
Это разделение очень условно, потому что носит рекомендательный характер: никто не запрещает инструментальным микрофоном записывать вокал (тем более, что есть прецеденты). и наоборот, на вокальный микрофон может хорошо лечь тембр, например, саксофона…

Конденсаторный микрофон и динамический – разница

Различная конструкция емкостных и динамических микрофонов и способ обработки звуковых волн влияют на свойства обоих решений. Обычно считается, что конденсаторные микрофоны лучше динамических устройств, в первую очередь, из-за более высокой чувствительности и, следовательно, точности записи даже мельчайших деталей.

Будет ли это преимуществом и желательной особенностью в каждом случае? Не обязательно! Конденсаторные микрофоны менее способны противостоять высокому акустическому давлению и реже используются во время концертов.

Чтобы облегчить решение о покупке микрофона, ниже мы представляем наиболее важные особенности и различия между динамическими и емкостными устройствами.

Динамические микрофоны

  • Отличаются меньшей чувствительностью и меньшей восприимчивостью к эхо, чем в емкостные устройства
  • Могут выдерживать высокое звуковое давление, они идеально подходят для записи громких источников звука, например, для записи басовых и гитарных усилителей
  • Надежно устроены – устойчивы к механическим повреждениям, а также к влаге и экстремальным температурам
  • Имеют более слабую реакцию на переходные процессы и ограниченную частоту регистрации, поэтому они не фиксируют столько деталей, сколько конденсаторные микрофоны
  • Составляют группу одну из самых дешевых моделей микрофонов на рынке

Конденсаторные микрофоны

  • Они легкие и хрупкие, поэтому подвержены повреждениям
  • Не устойчивы к неблагоприятным погодным условиям, поэтому лучше не использовать их при экстремальных температурах или во время осадков
  • Характеризуются высокой чувствительностью и быстрой реакцией на переходные процессы, благодаря которым они записывают даже самые тихие звуки, детали и изменения тонов
  • Имеют широкую частотную характеристику – идеально подходят для записи вокала и акустических инструментов
  • Полный потенциал может быть использован в музыкальных студиях, в которых созданы отличные акустические условия
  • Конденсаторные микрофоны дороги

Проблема

У большинства дешёвых микрофонов чувствительность по умолчанию недостаточна для того, чтобы вас отчётливо слышали. Приходится кричать, но на постоянной основе так делать нельзя, оранье — занятие утомительное и вредное.

Внимательно изучив вопрос, я пришёл к выводу, что в ситуации виноваты производители, чрезмерно упрощающие конструкцию устройства. Отдав свои кровно заработанные 100-500 рублей, покупатель по сути получает модуль (капсюль) электретного микрофона без какой-либо электронной «обвязки».

Электретный микрофон и стандартный штекер 3,5 мм jack. Такая конструкция не позволяет микрофону быть чувствительным, но записать звук можно

Всякие гибкие ножки, прищепки — это опциональная мишура. Формально такие микрофоны работают, но их чувствительность и качество записи невысоки (слышен шум). Ничто не мешает добавить в схему несколько электронных компонентов, улучшив способность микрофона улавливать тихие звуки.

Типичный представитель электретных микрофонов

Здесь и дальше пойдёт речь об электретных микрофонах, как самых доступных на рынке. И, частично, конденсаторных. Не динамических!

Также я не рассматриваю вопрос покупки отдельной звуковой карты. Это уже было в статье «Как настроить микрофон, записать и обработать звук – инструкция для начинающих».

В динамические микрофоны уже встроен усилитель

Схемы усилителей довольно просты, поэтому умеющие пользоваться паяльником люди переделывают микрофоны и наслаждаются жизнью.

Кстати, даже в дешёвых петличках за 100 рублей ставят неплохие электретные модули. Например, у меня есть микрофончик-прищепка Genius десятилетней давности, работает шикарно. После доработки, разумеется.

Кроме низкой чувствительности, на записях можно услышать негромкое шипение. Его можно подавить фильтрами в аудиоредакторе, но когда помехи слишком сильны, очистка от шума исказит полезную часть записи и голос зазвучит глухо, словно из бочки.

Шум (в 99% случаев это помехи от электромагнитных полей) появляется на нескольких этапах доставки звука:

  1. В электретном капсюле микрофона.
  2. В микрофонном предусилителе, если он имеется.
  3. При передаче сигнала по не экранированному от помех соединительному кабелю.
  4. В усилителе звуковой карты.

Наиболее больное место — звуковая карта компьютера. Замена на более качественную и/или вынос за пределы корпуса компьютера может избавить от шума, но не у всех есть деньги на подобный апгрейд.

Чаще всего пользователь остаётся один на один с дешёвым микрофоном, воткнутом в фоняще-шипящую звуковую карту, распаянную на материнской плате компьютера. Можно попытаться сделать звук громче программно.

Типы микрофонов

Начнем с того, что существуют три основных типа микрофонов: динамические, конденсаторные и ленточные, которые имеют разные механизмы преобразования звуковых волн в электромагнитные колебания.

Динамические микрофоны

Это наиболее распространенный тип микрофонов, что связано с их универсальностью. Мембрана динамического микрофона улавливает звуковые волны, которые в, свою очередь, приводят в движение катушку, находящуюся в магнитном поле. В результате явления электромагнитной индукции, в катушке возникает переменный ток, который передается далее по кабелю. Электромагнитные колебания описывают звуковые волны, точно передавая фазу, частоту и амплитуду, поэтому сигнал называется аналоговым.

Достоинства:

Недостатки:

  • Ограниченный частотный диапазон, частоты выше 12 кГц слабо воспринимаются и обрабатываются, что иногда может сыграть в вашу пользу, когда существует много высоких частот или посторонних шумов в принимаемом сигнале.
  • Медленная реакция на перепады звукового давления.

Динамические микрофоны часто используют во время живых выступлений.

Наиболее популярные модели динамических микрофонов по версии POP-MUSIC:

  1. SHURE SM58
  2. SE ELECTRONICS V7
  3. SENNHEISER E845S

Конденсаторные микрофоны

Обычно конденсаторные микрофоны применяют для звукозаписи в студиях, что связано с полнотой и детальностью передаваемой ими звуковой картины. Металлическая мембрана, состоящая из пластинок (конденсатора), колеблется под воздействием звуковых потоков воздуха, преобразуя звуковую волну в электромагнитную. В основе данного физического явления лежит зависимость электроемкости конденсатора от расстояния между пластинами, а значит и частоты создаваемых электромагнитных колебаний. Для создания и поддержания электрического поля в конденсаторе необходим источник напряжения, так называемое фантомное питание. Почти во всех конденсаторных микрофонах имеется встроенный предусилитель, призванный усилить слабый сигнал, передаваемый мембраной.

Достоинства:

  • Детальный и объемный звук
  • Высокая чувствительность, особенно в области высоких частот.
  • Частотная характеристика, охватываемая весь диапазон, воспринимаемый человеческим ухом.
  • Быстрая реакция на изменение звукового давления.

Недостатки:

  • Необходимость фантомного питания (от батарейки, микшера, усилителя и т.д.)
  • Высокая чувствительность к акустическим характеристикам окружающего пространства (шумы, потоки воздуха, эхо).
  • Дополнительное использование поп-фильтров и держателей-пауков.

Наиболее популярные модели конденсаторных микрофонов по версии POP-MUSIC:

  1. SE ELECTRONICS X1 S
  2. AUDIO-TECHNICA AT2020
  3. AKG PERCEPTION 120
  4. RODE NT1-A

Ленточные микрофоны

Ленточные микрофоны теряют свою популярность с возрастанием популярности конденсаторных микрофонов, хотя можно встретить немалое число их поклонников. В подобных микрофонах также используется явление электромагнитной индукции, но подвижный элемент-проводник представляет собой металлическую тонкую ленту, сложенную гармошкой, которая приходит в движение при колебаниях воздуха. Особенностью ленточных микрофонов можно назвать одинаковую чувствительность с обеих сторон капсулы, чем объясняется тип диаграммы направленности (восьмерка). Ленточные микрофоны часто используют для записи электрогитар, что связано со смягчением высоких тонов.

Достоинство: естественный звук, приятный для слуха.

Недостатки:

  • Ограниченная АЧХ.
  • Зависимость чувствительности от частоты (с повышением частоты чувствительность уменьшается)

Наиболее популярные модели ленточных микрофонов по версии POP-MUSIC:

  1. SE ELECTRONICS VR1
  2. SE ELECTRONICS VR2

Микрофоны, которые мы рекомендуем

ASUS ROG Strix MagnusМикрофон разработан специально для ведущих игровых стримов. Благодаря трём емкостным модулям и технологии подавления шума окружающей среды (ENC), обеспечивает безупречное качество записываемых материалов. Более того, он оснащен функцией, позволяющей переключаться между кардиоидной и двунаправленной записью. Таким образом, вы можете записывать материал самостоятельно или в сотрудничестве. И всё это в внутри компактного аксессуара.
Razer SeirenУниверсальный USB-микрофон с устойчивым алюминиевым основанием. Встроенный усилитель для наушников позволит Вам прослушивать текущую запись.
Creative iRoar micДинамический микрофон с множество применений. Идеально подходит как для выступлений, так и для караоке. Небольшой размер позволяет легко закреплять на одежде, обеспечивая свободу движения. Аксессуар совместим с портативным динамиком Creative iRoar.
Trust Emita Studio (USB)Конденсаторный USB микрофон с кардиоидной характеристикой. Предназначен для записи видеопотока, влогов и музыкальных инструментов. В комплекте поп-фильтр, прочный штатив, антивибрационная корзинка и прочный кейс из алюминия.
Trust MadellНастольный конденсаторный микрофон с прикрепленным поп-фильтром. Будет очень хорошим выбором, если вы записываете влоги, а также для использования в программах мгновенного обмена голосовыми сообщениями. Стабильная тренога обеспечит удобство эксплуатации и позволит Вам разместить аксессуар в удобном для Вас месте.
Trust Starzz All-roundТщательно продуманный конденсаторный микрофон с кнопкой Mute и стабильным штативом. Предназначен, в первую очередь, для игровых сеансов, записи влогов и ведения переговоров. Позолоченный разъем мини-джек 3,5 мм обеспечивает отличное качество звука.
Zalman ZM-MIC1Практичный микрофон, созданный для виртуальных столкновений. Благодаря специально разработанной клипсе с легкостью закрепляется на наушниках. Небольшие размеры обеспечат Вам полную свободу.
Trust Elvii VintageЧарующий классическим дизайном конденсаторный микрофон для всенаправленной записи, который с успехом используете во время разговоров и записи влогов. Стабильная подставка и возможность регулировать угол наклона аксессуара значительно облегчает ежедневное использование.

Плюсы конденсаторного микрофона

Эти микрофоны в полной мере чувствительны к источнику звука и способны уловить и передать самые тончайшие нюансы и оттенки исполнения. Поэтому такое звучание микрофонов называют естественным, тёплым, домашним. Они расскажут всё об источнике звука. Поставьте такой микрофон в центре комнаты многоквартирного дома и запишите то, что сейчас кажется тишиной. Вы услышите и птичек за окном, и разговор соседей сверху, и работающий телевизор у соседей снизу, проезжающие под окном автомобили, лифт и, конечно, звук работающего системника вашего ПК. Запишите гитариста этим микрофоном, и вы услышите, кроме самого звука гитары, стук струн об лады, движение руки относительно корпуса и дыхание музыканта. Эти микрофоны также имеют самый полный частотный диапазон, какой только можно представить (есть vip-экземпляры от 5 Гц до 200 кГц). Все эти параметры говорят о том, что это скорее элитные микрофоны и им место как раз в студиях, где предъявляются повышенные требования к передаче звуковой картины. Поскольку конденсаторные микрофоны очень чувствительны, ими часто озвучивают большие пространства с хорами, оркестрами и пр.

Динамические микрофоны

преимущества

  • Не требует внешнего питания и / или батарей

  • Легко обрабатывает звуки / инструменты высокой громкости

  • Обычно более доступный (но не всегда)

  • Более долговечный, чем конденсаторные микрофоны (обычно)

  • Идеально подходит для записи на открытом воздухе / в режиме реального времени

Недостатки

  • Как правило, требуется дополнительный усилитель (для достижения наилучших результатов)

  • Не такой чувствительный / чувствительный, как конденсаторные микрофоны (особенно на высоких частотах)

  • Частотная характеристика может сильно различаться в зависимости от дизайна / применения

Как правило, вы можете связать работу динамических микрофонов с

, но в обратном порядке. Таким образом, с традиционным динамиком аудиосигнал проходит от источника до звуковой катушки, которая прикреплена к диффузору (также известному как диафрагма). Когда электричество (звуковой сигнал) достигает катушки, создается магнитное поле (принцип электромагнита), которое затем взаимодействует с постоянным магнитом, расположенным прямо за катушкой. Колебание энергии заставляет магнитные поля притягиваться и отталкиваться, заставляя присоединенный конус вибрировать назад и вперед, что и создает звуковые волны, которые мы можем слышать.

Как и в случае с традиционными динамиками, динамические микрофоны отлично справляются с высокой громкостью благодаря проверенной и настоящей технологии. Мало того, что динамические микрофоны, как правило, дешевле в изготовлении, но электронные элементы, как правило, более прочные, чем их конденсаторные аналоги. Это означает, что они могут нанести удар и выдержать падение — идеально для активного удерживания в руках, а не для того, чтобы держать его на неподвижной подставке. Имейте в виду, что общая долговечность достигается за счет качественного строительства; Тот факт, что микрофон является динамическим, не гарантирует его долговечность, не говоря уже о том, чтобы пережить конденсаторный микрофон.

Динамические микрофоны не так чувствительны — по большей части, поскольку есть некоторые дорогие модели, которые могут дать невероятные результаты — как конденсаторные микрофоны. Это в значительной степени связано с весом магнитов и катушки, что препятствует тому, как быстро диффузор может реагировать на звуковые волны. Хотя, конечно, недостаток, в зависимости, это не всегда плохо. Более низкая чувствительность и более ограниченный высокочастотный отклик обычно означают меньше деталей, записанных в записях, но это также включает в себя окружающие / нежелательные звуки.

Динамические микрофоны

Динамический микрофон (более верно – электродинамический микрофон) в свою очередь может быть катушечным и ленточным (о ленточных микрофонах мы поговорим отдельно).
Механизм действия динамического катушечного микрофона можно представить как обратный механизму действия динамика. Здесь диафрагма присоединена к катушке из тонкого провода, расположенной в магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом. Динамический микрофон это минигенератор электроэнергии, практически аналогичный генератору автомобиля, только катушка не крутится, а ёрзает туда-сюда (как в динамике акустической системы) под действием звука. И на обоих концах (выводах) катушки образуется электрический сигнал. Не большой (5…15мВ), но достаточный, чтобы его затем усилить и отличить от шумов усилителя.
Достаточно простая конструкция динамического микрофона обуславливает его относительную дешевизну, прочность и меньшую требовательность к условиям окружающей среды.
В некоторых динамических микрофонах (особенно старого образца, когда технологии были несовершенны) для расширения частотного диапазона применяются два капсюля – низкочастотный и высокочастотный, подобно двухполосным акустическим системам. В таких микрофонах имеется, как и в двухполосных акустических системах, разделительный фильтр-кроссовер, соединяющий сигналы от обоих капсюлей в один сигнал.

Характеристика направленности

Направленность – важный фактор, определяющий пространство для сбора записываемого звука. Производители выпускают микрофоны со следующими характеристиками:

  • однонаправленный:
  • двунаправленный;
  • разнонаправленный.

Однонаправленное устройство способно записать голоса и шумы, идущие от объектов, находящихся перед микрофоном. Остальные шумы он игнорирует. Двунаправленный прибор иначе называется восьмеркой, т. к. осуществляет запись акустических волн, идущих сзади и спереди. Разнонаправленный записывает звуки, идущие отовсюду.

Главная задача записывающего устройства любого типа – улавливать голоса. С учетом этого качества следует приобретать прибор для работы. Лучше выбрать стальной корпус с виброзащитой и не гоняться за красивыми коробками с новомодными изделиями.

Организация процесса записи в Cubase

В Cubase все физические входы и выходы звуковой карты могут
быть назначены на внутренние виртуальные шины, через которые звук будет
приходить в программу через определенные входы, либо выходить на определенные
выходы.

По умолчанию в Cubase SX назначены две шины – одна входная,
Stereo In, которая, как правило, не используется, и одна выходная – Stereo Out,
она же – мастер-шина, на нее выходит в конечном итоге все, что мы слышим.

Шины бывают трех видов: моно, стерео, и многоканальные.
Первые используются наиболее часто при микрофонной записи, вторые при записи с
синтезаторов и в качестве обычных мастер-выходов, а последние в основном в кино
для создания объемного звука 5.1.

Разберем работу с входными шинами на примере записи голоса с
микрофона.

Для начала нужно подключить микрофон к соответствующему
входу звуковой карты (Mic In) и вызвать окно настройки шин, вызывается оно горячей
клавишей F4:

Перед нами предстанет окно VST Connections, где мы можем
создавать, изменять и настраивать входные и выходные шины, а также групповые
каналы и внешние инструменты (об этом мы поговорим подробно чуть позже).

Нас интересует вкладка Inputs, где болтается созданная
по-умолчанию входная стерео-шина. Удалим ее (клик по названию шины и Del на
клавиатуре).

Теперь нам нужно добавить моно-шину и назначить ее на
микрофонный вход. Добавляется шина путем нажатия кнопочки Add Bus, где в поле
Configuration мы выбираем количество каналов шины (в нашем случае это один
канал, Mono):

После того, как шина создана, назначим ее на микрофонный
вход. Физический вход звуковой карты, с которого и будет приходить сигнал,
выбирается в поле Device Port основного окна работы с шинами:

Все. Шина создана, назначена на физический вход звуковой
карты и звук через нее может поступать к нам в программу. Теперь мы можем
переходить непосредственно к процессу звукозаписи.

Для начала создадим аудиодорожку, на которую мы будем писать
звук (правый клик по области с корешками дорожек или Project -> Add Track,
далее Add Audio Track, в поле Configuration выбираем Mono). Теперь убедимся,
что на вход аудиодорожки назначена именно та входная шина, которую мы
предварительно создали (вообще, если она у нас одна, она будет назначена
автоматически) и горит индикатор Record Enable, означающий что дорожка ожидает
записи:

Теперь мы можем встать в нужное нам место проекта и начинать
запись. Для начала записи в Cubase используется горячая клавиша * на цифровом
блоке клавиатуры.

Точно таким же образом мы можем записывать звук с
синтезаторов или любых других внешних инструментов, с той лишь разницей, что
писать надо будет в стерео и выбирать уже не микрофонный, а линейный вход
звуковой
карты.

Также сразу следует запомнить для себя горячие клавиши
Ctrl+1 и 1 (цифра 1 на цифровом блоке клавиатуры). Первая комбинация клавиш
поставит в выбранном месте проекта точку входа, а клавиша 1 перебросит вас к
этой точке из любого места проекта. Это очень удобно, когда запись происходит
большое количество раз с одной и то же точки (например, вокалист примеривается
к минусовке) – весь процесс сведется к последовательному нажатию клавиш 1,
звездочка (*) и пробел для остановки записи.

Кстати, при множественной записи на одну и ту же дорожку
Cubase не затирает то, что было записано до этого, а пишет дубли сверху, т.е.
вы сможете в любой момент достать более ранний дубль.

Вся запись физически ведется в подкаталог Audio каталога
вашего проекта, и виртуально в пул проекта.

Выводы

Нет на свете плохих микрофонов. Есть неправильное их применение!

Даже пластиковый «караочный» микрофон за 100-500 рублей можно приспособить для записи чего-либо в определённых условиях.

Нельзя точно сказать, какой именно микрофон будет идеальным, а какой не будет. Любой микрофон имеет свою АЧХ (амплитудно-частотную характеристику) и понять, подойдёт этот микрофон под ваш голос или нет можно только при конкретном прослушивании в салоне. Бывали случаи, когда для конкретного голоса больше всего подходил не дорогой конденсаторный микрофон, а обычный динамический.
Могу только сказать, что апппаратура в любой студии должна быть примерно одного ценового уровня и поэтому микрофоны дороже 25 тысяч в домашних студиях встречаются очень редко. Да и акустическое оформление таких студий уже далеко не домашнее.

Во многих случаях хороший динамический микрофон для домашней неоформленной студии окажется предпочтительнее стандартного конденсаторного.

Для стиля «рэп» (а так же любого агрессивного стиля) лучше смотреть на микрофоны с большим сопротивлением (Om) и выдерживающие большое звуковое давление (от 120 dB).

Любой микрофон лучше ставить на специальную микрофонную стойку, чем держать в руках.

Для любого конденсаторного микрофона также смертельно необходим поп-фильтр (если не хотите скорой смерти микрофона от вашего активного творчества).

Чем больше диафрагма конденсаторного микрофона, тем лучше для передачи мелких нюансов и особенностей в голосе. Но если голос не профессиональный (не поставлен), то нет особого смысла в выборе большой диафрагмы.

Ленточные микрофоны лучше всего подходят для передачи низких частот (бас, баритон, басовые инструменты).

Настоящий ламповый звук любых микрофонов начинается от 10 тысяч рублей ($ 300-400). Всё, что дешевле – обычный маркетинг и психология покупателя.

Блок питания в ламповых микрофонах нужен только для питания лампы и схемотехники микрофона. Сам сигнал с микрофона всё равно нуждается в усилении до линейного уровня. Поэтому микрофонный предусилитель в тракте в любом случае микрофону необходим.

Нюанс для конденсаторного микрофона: в процессе пения, для уменьшения посторонних призвуков изо рта, взятия дыхания, щелчков губами и прочих бяк расстояние до капсюля микрофона должно быть больше 10 сантиметров. Лучше всего не направлять свой голос прямо на микрофон, а взять чуток правее или левее относительно капсюля микрофона. Для динамического микрофона всё наоборот: надо с ним «целоваться», чтобы он смог передать все нюансы звучания и не захватил посторонние звуки в студии.

Меньше всего посторонних шумов захватит микрофон с кардиоидной направленностью. Потому что он предназначен для конкретного точечного источника звука. И наоборот, для захвата всех звуков в округе необходим микрофон с круговой направленностью.

Никогда!

не используйте конденсаторные микрофоны при включенной акустической системе! Иначе обратная связь может просто убить ваш микрофон!

Прослушивать себя и своих вокалистов при записи в микрофон надо только в закрытых мониторных наушниках!!

ЗЫ: работа с микрофонами – это то самое, из-за чего нашу профессию (или хобби, ненужное зачеркнуть) трудно назвать сидячей. Вроде сидит-сидит звукорежиссёр в удобном кресле, крутит не шибко тугие ручки и щёлкает мышкой в секвенсере, но вдруг вскакивает и начинает крутиться вокруг исполнителя – то так поставит микрофон, то этак, а то и вовсе поменяет. «Зачем он так парится? – спросит человек со стороны. – Ведь в компьютере тьма-тьмущая плагинов, способных смоделировать любой микрофон и его расположение…» Однако истинный homo sapiens всегда работает с настоящим микрофоном собственными руками. «Доброе начало полдела откачало» говорит пословица.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий