Реле давления воды: что это, как работает + как производится его регулировка

Порядок действий

Отворачиваем вентиль. Посмотрите на манометр, и увидите, что стрелка давления сразу начнет стремиться к падению. Насос при этом еще не заработал, ведь происходит выдавливание воды через мембрану. Давление будет продолжать уменьшаться, и на  каком-нибудь значении давления произойдет активация насоса.

Потом вентиль нужно будет закрыть, насос после этого еще продолжит работу, напор продолжит повышаться, и на какой-нибудь отметке реле давления насоса произойдет отключение.

Теперь можно приступать к внесению изменений в настройки реле. К примеру, нам необходимо уменьшить уровень напора с 2,8 до 2,2 бар. Нам известно, что один полный поворот ключа будет равняться уменьшению давления на 0,1 бара. Из этого можно заключить, что, если нам необходимо уменьшить давление с 2,8 до 2,2 бар, придется произвести ослабление гайки на большой пружине на 6 оборотов. При этом нужно будет крутить гайку против часовой стрелки. После ослабления пружины можно опять подключить насос к электрической сети.

А начнет происходить трактовка реле, то есть оно будет включаться и через некоторое время опять выключаться. Неопытный механик решит, что проблема связана с реле и будет накручивать гайку на одной из пружин. Однако делать этого не нужно, так как проблема заключается совсем в другом. Все дело именно в том, что давление в расширительном баке понижено не было. А ведь напор в баке должен быть меньше напора, при котором происходит активация реле, на 10%.

Итак, напор в расширительно баке должен быть понижен на 1,08 бар. Эта величина определяется путем высчитывания десяти процентов из давления включения — у нас — 1,2 бар. Напор в баке в этом конкретном случае должен соответствовать 1,08 бар. Такой напор должен быть, а на каком уровне он находится в данный момент? Чтобы это определить производим отключение насоса от электросети, отворачиваем вентиль.

После этого начинаем производить замер давления. Берем простой манометр для автомобиля, отворачиваем заглушку, закрывающую золотник, подводим манометр и видим, что манометр выдает 2 бара. А ведь давление должно соответствовать 1,8 бар. Из-за этого и происходила трактовка насоса. У насоса никак не получалось создать необходимый уровень давления, он делал попытки работать без бака, потому что воздушный поток никак не мог пробиться сквозь мембрану.

Замер давления в расширительном баке

Приступаем к исправлению этой ситуации. Нам необходимо будет установить чрезмерный напор. Манометр показывает 1,1. Теперь активируем насос, отворачиваем вентиль, после чего насос продолжит работать в обычном режиме. После открытия вентиля насос станет начинать работать при напоре 1,2 бара, после его закрытия — при 2,2 бара.

У нас все получилось! Теперь мы можем опровергнуть мнения некоторых механиков, которые считают, что мощностью насосного оборудования (обычный насос или полноценная станция) управляет реле давления. А на самом деле функция реле заключается только во включении насоса и его отключении. Если бы вы захотели прибавить давление, при котором происходит деактивация, надеясь при этом, что производительность насоса увеличиться, то вы сделали бы ошибку. Дело в том, что мотор насоса все время работает на предельной мощности, как автомобиль, газовая педаль которого утоплена в пол.

Так и во время забора воды напор увеличить не получится, произойдет только повышение давления отключения. Тем самым будет создана очень большая нагрузка, которой будет подвержена практически вся система. Это значительно увеличит вероятность появления протечек. Возможны и более серьезные аварии. Это приобретает еще большую актуальность, если используются дешевые фитинги и трубы, выполненные сомнительными производителями.

Регулировка датчика

Обычно для правильной работы системы регулирования давления воды достаточно заводских установок уровней давления. Например, для датчика РДМ-5 компании Джилекс минимальный и максимальный порог срабатывания датчика составляет с 1,4 и 2,8 бар соответственно. Но в некоторых случаях требуется дополнительная регулировка датчика.

Перед регулировкой датчика вначале проверяется давление в гидроаккумуляторе. При этом надо:

  • Отключить сеть;
  • Слить воду;
  • Снять боковую крышку гироаккумулятра и автомобильным насосом измерить давление;
  •  Если давление менее 1,5 атм., то его надо повысить с помощью насоса;
  • Если давление слишком большое, то его надо уменьшить, нажав на ниппель.

Для регулировки необходимо произвести следующие операции:

  • Отключить питание от сети;
  • Слить воду из системы. Проконтролировать нулевое давление по манометру;
  • Включить насос для заполнения системы водой;
  • Зафиксировать момент выключения насоса и отметить давление при его отключении;
  • Спустить воду, зафиксировав включение насоса и давление при этом включении;
  • Отключить сеть и снять крышку датчика;
  • Ослабить гайку малой пружины;
  • Установить гайкой большой пружины желаемое минимальное давление срабатывания. При этом сжатие пружины увеличивает это давление, а ее ослабление – уменьшает давление.
  • Накачать воду в систему.
  • Повторить пункт 5. Если давление включения насоса не соответствует заданному, то повторить пункт 8.
  • Произвести регулировку максимального порога срабатывания с помощью малой пружины. Сжатие этой пружины увеличивает разность между порогами срабатывания, а ослабление – уменьшает эту разность.
  • Включить насос и зафиксировать момент отключения насоса и давление в этот момент. Если давление выключения насоса отличается от желаемого, то повторить регулировку максимального давления (пункт 11) до тех пор, пока его величина не станет равна желаемому порогу.

Путем такой регулировки можно, например, увеличить разность давлений срабатывания, которые заложены заводской регулировкой. При этом уменьшится число включений насоса. Однако, с другой стороны, в сети водоснабжения увеличится перепад давлений. А это может сказаться на надежности элементов системы.

Также надо знать как установить адаптер для скважины.

Кроме того, при собственной установке порогов срабатывания датчика надо учитывать возможности насоса. Например, для компенсации потерь в водопроводе желательно иметь избыток создаваемого насосом давления в 0,5 бар. Иначе насос будет работать с перегрузкой, что отразится на его надежности. Специалисты рекомендуют даже при работе с датчиком, имеющим заводские настройки, каждый год проверять давление в водопроводе и, при необходимости, производить настройку и регулировку датчика давления.

Механические или электронные реле

Реле давления воды для насоса бывают двух разновидностей: механические и электронные. Механические модели намного дешевле, поэтому предпочтение, как правило, отдается именно им, а электронные с удобной автоматикой, хоть и проще в процессе эксплуатации, но менее популярны.

Помимо этого, механическая конструкция способна поддерживать в системе комфортный напор. Главная характеристика такого устройства — номинальное рабочее давление, которое варьируется в пределах 1,5-6,0 бар.

Однако у электронных приборов имеются несколько существенных преимуществ:

  1. Постоянная регулировка давления насосной станции за счет подвинчивания пружин остается в прошлом. Настраивать и регулировать реле давления электронного типа после монтажа не нужно.
  2. Установить электронный прибор очень просто. С этим делом справится даже новичок без особых навыков и специального образования.
  3. Срок эксплуатации почти такой же, как у долговечной механической модели.

Стоимость электронного приспособления регуляции напора составляет 2 000-4 000 рублей. Если потратить немного времени на обход нескольких точек продаж, то можно приобрести качественной устройство по справедливой цене. Сильно экономить тоже не стоит, так как высока вероятность, что дешевый механизм быстро выйдет из строя.

Особенности реле от некоторых производителей

Некоторые модели реле могут иметь дополнительные элементы, которые часто ставят малоопытных владельцев насосных станций в тупик.

Наиболее типичными являются:

  1. Рычаг механизма защиты от сухого хода: чаще всего встречается в дорогих импортных моделях, которые поставляются с полной комплектацией.
  2. Дополнительная пружина, предотвращающая самопроизвольное проворачивание гаек на регулировочных пружинах: такое устройство можно наблюдать в реле РДМ-5, устанавливаемых на насосных станциях российской компании Джилекс Джамбо.

Наличие этих элементов не должно вас смущать, выполняйте настройку в соответствии с приведенной инструкцией.

Также следует упомянуть об особенностях, характерных для станций Marina и Pedrollo (Италия). У первых предельное давление для реле составляет всего 3,2 атм и пружины в нем приходится подтягивать каждые полгода. Для вторых имеется рекомендация производителя касательно давления воздуха в гидроаккумуляторе: оно должно быть на 0,2 атм меньше давления Pon, которое при стандартных настройках составляет 1,4 атм.

Реле с сильно затянутыми пружинами быстро изнашиваются. Старайтесь подбирать модель с достаточным запасом по давлению.

Резюме

Производители нередко устанавливают избыточное давление в расширительном баке. Это может и никак не сказаться на стабильной работе насоса. Но все же давление нужно обязательно понизить. Следует напомнить, что оптимальное давление должно быть на 10% ниже давления работающего насоса. Если такие условия созданы не будут, то будет происходить постоянное включение и отключение мотора.

Это обязательно будет иметь негативные последствия — может произойти выгорание контактов или при водозаборе вода будет пульсировать. Из этого следует, что при подключении насоса нужно обязательно сверить давление воздуха в баке с давлением активации и деактивации реле. Это в полной мере относится как к обычному скважинному насосному оборудованию, так и к насосной станции

Еще очень важно при проведении таких настроек не касаться маленькой пружины

Подписывайтесь так же на наш Youtube, группу , . Там много полезного и интересного контента!

Как устроено реле давления

Независимо от производителя реле давления воды в системе водоснабжения представляет собой компактный блок с двумя пружинами и электрическими контактами. Гидравлическая часть устройства – это мембрана с поршнем и двумя пружинами разного размера. Электрическая часть – контактная группа, размыкающая/замыкающая сеть для включения/выключения насоса. Все конструктивные детали, включая клеммную колодку, крепятся к металлическому основанию. Устройство имеет несколько групп клемм:

  • для подключения напряжения 220В;
  • для заземления;
  • клеммы на насос.

С тыльной стороны располагается гайка подключения к штуцеру. Сверху прибор накрывается пластиковой крышкой, фиксирующейся к винту большей пружины. Изделия различных заводов могут оснащаться дополнительными элементами, обладать характерной формой и расположением узлов, но все они имеют схожую конструкцию. Датчик может быть механическим и электронным. Механические устройства более популярны благодаря низкой стоимости.

Конструкция реле

Принцип функционирования реле

Устройство реле давления насосной станции не требует вмешательства человека в процесс включения и отключения насоса. Принцип его работы основан на изменении степени воздействия на поршень, отвечающий за смыкание контактов. Большая пружина, посаженная на шток с гайкой регулировки, оказывает противодействие движению мембраны и поршня. Когда давление в системе снижается вследствие разбора воды, контактная платформа опускается и замыкает контакты. Насос включается и начинает качать жидкость.

Механический контроллер давления

Поступление воды в гидроаккумулятор приводит к возрастанию давления воздуха на мембрану устройства. Поршень, преодолевая действие пружины, начинает смещать контактную платформу. Этот процесс вызывает размыкание электрических контактов. Отключение тока происходит не сразу, а при отведении платформы на расстояние, определенное настройкой малой пружины. Этот регулятор отвечает за разницу давления. После полного размыкания контактов агрегат прекращает работу по перекачиванию воды.

Какое давление должно быть в насосной станции

Существует мнение, что значения манометра нужно проверять и настраивать каждые три месяца. Показатели зависят не только от настроек, но также от давления воздуха в бачке. Если со временем значения меняются, необязательно трогать настройки реле, возможно, потребуется подкачать воздух в бак с помощью велосипедного насоса. К примеру, первоначальные настройки верхнего порога были 3 атмосферы, после того как уменьшился объем воздуха в баке, манометр стал показывать 4 атмосферы. В таком случае закачивают воздух в бак.

Нельзя выполнять настройки реле в тот момент, когда бак заполнен водой целиком. В таком случае нельзя точно определить, сколько в системе воздуха, а сколько воды, ведь при полном баке общее давление является суммой показателей давления воды и воздуха.

Нельзя выставлять верхнюю границу более чем на 80% от максимального показателя. В таком случае лучше заменить реле или снизить верхний порог. К примеру, максимальный порог 4 бара. Учитывая скачки напряжения и постепенный износ оборудования, в том числе реле, нельзя ставить верхнюю границу выше 3,5 бар, иначе все оборудование может выйти из строя.

Первый шаг перед настройкой

Регулировку реле давления производят при первичной установке и потом, при возникновении тех или иных проблем в водопроводной системе.

Второй крайне важный момент – очистка воды. В гидроаккумуляторе и реле имеется резиновая мембрана. Если в трубы попадет песок, то эта резинка испортится (потрескается) и перестанет держать давление. В в обязательном порядке должны присутствовать очистные фильтры.

Если давление в водопроводе по манометру достигло Рстоп, но насос продолжает работать, то проблема обычно кроется в засоре труб и/или фильтров. Также возможен вариант с отходом на реле контактов подачи напряжения на насосную станцию.

В первом случае надо избавиться от песка и накипи в системе, а во втором – проверить контактную группу и проводку 220 В.

Также возможна ситуация, когда вода из труб в доме полностью слита, однако насос включаться не хочет. Здесь первым делом проверяем электропитание.

Если напряжение в сети есть, проводка и контакты исправны, то «9 из 10» вышло из строя реле давления. Его придется менять на новое, как-​то отремонтировать этот прибор практически невозможно.

Когда требуется регулировать реле

Как было сказано выше, реле автоматизирует процесс закачивания жидкости в систему водопровода и в расширительный бак. Чаще всего насосное оборудование, купленное в готовом виде, уже имеет базовые настройки реле. Но возникают ситуации, когда требуется срочная регулировка давления насосной станции. Выполнять данные действия придется в случаях, если:

  • после запуска двигателя насоса, он сразу же отключается;
  • после отключения станции наблюдается слабый напор в системе;
  • при работе станции в гидробаке создается чрезмерная сила сжатия, о чем свидетельствуют показания манометра, но аппарат при этом не отключается;
  • не срабатывает реле давления, и насос не включается.

Чаше всего, если у агрегата появляются вышеперечисленные симптомы, то ремонт реле не требуется. Нужно всего лишь правильно настроить данный модуль.

Устройство и принцип работы реле давления насосной станции

Идущее с насосной станцией в комплекте реле давления следит за объемом воды в гидроаккумуляторе и по необходимости «включает / выключает» гидронасос. Если бак пуст, то автоматика запускает его.

А затем при достижении установленного уровня наполненности реле вновь отключает помпу. Так в водопроводе коттеджа автоматически поддерживается нужный напор, участие человека в этом процессе не требуется.

Состоит типовое реле управления насосной станции из:

  • Корпуса;
  • Двух пружин (каждая с регулирующей гайкой);
  • Фланца подсоединения к тройнику на водопроводе;
  • Мембраны, реагирующей на изменение в системе давления воды;
  • Контактной пластины, коммутирующей цепь питания гидронасоса;
  • Клемм электропитания и заземления.

Пружины реле насосной станции предназначены для выставления параметров включающего и отключающего давления.

Большая отвечает за установку нижнего порога срабатывания, а расположенная рядом маленькая – за верхнюю границу прекращения работы. Первая «включает» насос, а вторая «выключает» его.

Без такой автоматики качающее воду оборудование придется постоянно включать и выключать ручками. Это плюсы и минусы свайного фундамента и иных вариантов надо тщательно взвешивать, чтобы подобрать оптимальное основание для коттеджа.

С реле, контролирующим водяное давление насосной станции, все гораздо проще. Оно нужно по определению.

В исходном состоянии большая пружина по максимуму давит на пластину, что приводит к смыканию контактов питающего насосное оборудование контура.

На электродвигатель насоса начинает поступать питание. При достижении верхнего порога давления пластина поднимается под одновременным нажимом маленькой пружины и мембраны, после чего происходит размыкание цепи.

А дальше расходуется вода. В результате этого давление снижается, а мембрана сжимается. Пластина опять смыкает контакты, подающие электропитание на насос. Процесс работы насосной станции начинается по новому циклу.

Список частых поломок

К характерным причинам неполадок в автоматике относятся:

  • подгоревшие контакты;
  • солевые отложения на спиралях;
  • засор и ржавчина гидравлического входа;
  • попадание в мембранный отсек песка, других инородных частиц и образование отложений;
  • неправильные механические настройки автоматики.

Еще одной причиной сбоя с прокачкой воды, не связанной напрямую с неисправностью самого реле, могут быть скачки напряжения в электросети.

Почему не работает и что с этим делать?

Если диагностика показала, что сама насосная станция исправна, то тогда следует обратить внимание непосредственно на реле давления. Алгоритм действий будет зависеть от того, как проявляется неисправность этого блока

Часто срабатывает

При стабильном давлении в гидробаке, главная причина самопроизвольных частых включений насоса — сбой настроек автоматики. Для регулировок к системе должен быть подключен манометр.

Наиболее востребовано в местном водоснабжении реле РДМ-5, с предустановленными настройками порогов срабатывания:

  • нижнее давление — 1,4 атм.,
  • верхнее — 2,8 атм.

Пошагово, это стандартное реле регулируется так:

  1. Снять крышку блока.
  2. Правым вращением гайки пружины большего размера поднять до нужного, например 3,8 атм., давление отключения. При этом поднимется и нижняя граница запуска.
  3. Левым вращением регулятора меньшей спирали установить нужную дельту давлений.

Спирали, особенно меньшая, очень восприимчивы к регулировкам, поэтому настраивать их следует очень аккуратно, с постепенным, по 45о оборотами закручиванием гаек.

Не отключает насос

К самым распространенным причинам несрабатывания реле на отключение насоса относятся:

  • Залипание и в, тяжелых случаях при мощных пусковых токах, оплавление контактов прерывателя. Если контакты не повреждены, то дефект устраняется их зачисткой тонкозернистой наждачкой, мелким надфилем или пилкой для ногтей.
  • Завышен перепад между порогами срабатывания реле. Следует выставить рекомендованные производителем или оптимальные для конкретного насоса настройки.

Желательно поддерживать дельту давлений в интервале от 1,2 до 1,6 атм.

Щелкает и часто отключается

На практике можно встретиться с еще одной неисправностью блока автоматики, отвечающего за давление воды, — периодическое щелкание.

Если причина не связана, как описывалось выше, с поломкой в самой системе водоснабжения, (чаще – завоздушивание) или отсутствие давления в гидробаке (порвана мембрана), значит дело в автоматике.

Обобщив многочисленные мнения по этой проблеме на форумах инженерной тематики, можно сделать вывод, что имеется только один возможный вариант ее решения — попытаться устранить частое срабатывание автоматики (щелкание) увеличением разницы порогов срабатывания реле.

Если проблема этим не решается, то — только замена блока.

Просто не срабатывает

Реле может не замыкается на включение по следующим причинам:

  1. Недостаточное напряжение в сети — автоматика требовательна к этому параметру.
  2. Окисление контактной группы — необходимо разобрать устройство и почистить контакты.
  3. Установлен завышенный предел давления отключения автоматики.
  4. Известковые и прочие отложения в пятивыводном штуцере с манометром, подключающем реле к насосу (пятернике), или забито отверстие мембранного отсека — необходимо снять реле и почистить деталь.
  5. Попадание песка в мембранную часть блока, что мешает воздействию диафрагмы на поршень. Последнее часто наблюдается, если насос закачал песок. Необходимо разобрать реле, аккуратно все вычистить и промыть.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий