Как убрать основные неисправности погружного насоса

Устройство дренажникого насоса

В корпусе аппарата установлены:

  • Защитная сетка на днище прибора. Предотвращает попадание мусора и крупных деталей на крыльчатку.
  • Рабочее колесо (крыльчатка). Вращаясь, создает разряженную среду вокруг себя, за счет чего поглощается жидкость.
  • Подшипниковый щит. Защищает электродвигатель, ротор и вал от попадания влаги.
  • Ротор задает энергию вращения для крыльчатки.
  • Вал считается элементом двигателя, проходя через всю полость агрегата, присоединяется к ротору.
  • Конденсатор служит включателем.
  • Поплавок. Расположен снаружи прибора, в опущенном состоянии не дает двигателю запуститься, предотвращая перегрев от сухого хода.
  • Кабель. Предназначен для подачи электроэнергии.

Распространенная причина

Нужно внимательно последить за оборудованием, если оно издает звуки как исправное, но воду не подает, тогда причины могут быть в механических повреждениях или загрязнениями гидротехнической конструкции. Сначала нужно вспомнить, какой была вода перед тем, как оборудование сломалось. Если она была мутной или резко начал ослабевать напор в стандартном режиме работы, значит, причина заключается непосредственно в скважине. Это бывает в том случае, если заиливается или засоряется оборудование. Такое явление принято называть пескованием скважины. Причинами этого могут быть:

  • наличие в воде водорослей;
  • нерастворимые в воде частички, которые попадают в скважину вместе с течением;
  • разрушение стенок, в результате чего в воде содержится примесь;
  • песок, который поднимается при работе насоса.

Эти причины могут вызвать в будущем проблемы с подачей воды, засоряя её, откладываются в оборудовании. Это проявляется в том, что в начале из крана идет грязная вода, может быть с примесью песка, потом идет вода с воздухом, а вскоре подача воды прекращается совсем. Не нужно сильно надеяться на защиту оборудования в режиме «на сухую», она может попросту не сработать. Для того, чтобы избавиться от проблемы, нужно сделать:

  • вытащить из скважины насосное оборудование;
  • откачать всю воду;
  • провести дезинфекцию;
  • снова откачать воду (когда откачивать, зависит от того, с помощью какого средства проводили дезинфекцию).

После таких процедур насос должен работать снова. Но если не работает, не нужно отчаиваться, поскольку Вы провели очистку и дезинфекцию скважины, что в будущем увеличит срок её эксплуатации, улучшит качество воды.

В том случае, если скважину хорошо прочистили, но подача воды не возобновилась, причины могут быть в следующем:

  • сломались механические комплектующие насоса;
  • проблемы с электропитанием;
  • трубопровод потерял герметичность;
  • сломался один или несколько узлов, участвующих в управлении насосным оборудованием.

В любом случае, чтобы установить причину, по которой нет воды, необходимо вытащить наверх насосное оборудование. Чтобы проверить его исправность, нужно взять емкость, которую заполняют водой. Сюда опускаем насос и включаем. Если мотор работаем, значит поломка не в системе подачи электричества, если не запускается, тогда проблемы могут быть с электричеством. Лучше доверить работу по поиску причин поломок, связанных с электричеством специалисту.

Как бы там ни было, но лучше понаблюдать за тем, как работает мотор. Визуально постарайтесь определить, нет ли каких либо механических повреждений, в том числе в трубопроводе. В некоторых случаях насос плохо подает воду потому, что разгерметизировались шланги, что повлекло потерю давления. Но не всегда появляется сразу же утечка, особенно если небольшое повреждение. Для того чтобы увидеть утечку, нужно закрыть рукой отводящее отверстие на шланге. Это увеличит давление в трубопроводе, а в местах разгерметизации сразу же появятся бьющие струи. Шланг лучше не заклеивать, а купить новый.

Бывают ситуации, когда нет проблем с электричеством, также не обнаружено разгерметизации, но насос все равно не подает воду. Тогда причина заключается в самом насосном оборудовании.

Сначала проверьте фильтрующее устройство и обратный клапан, в них может быть песок, глина, ил. Если детали засорились, их нужно прочистить. Иногда может потребоваться замена.

Затем нужно проверить в каком состоянии находится защита от «сухого хода». Если перегорает датчик, насос может продолжать работать без воды, что приводит к перегреву двигателя и поломке. Датчик нужно просто заменить.

Как разобрать агрегат для диагностики поломки

При поломках насоса, требующих замены деталей, расположенных внутри его корпуса, потребуется разборка агрегата. Погружной насос состоит из отсека для двигателя и отсека с одной или несколькими крыльчатками, предназначение которых — захват воды. Ниже приведена схема устройства той части центробежного насоса, где установлены крыльчатки.

Как видно из рисунка, крыльчатки установлены на валу агрегата. Чем их больше, тем выше давление, создаваемое насосом. Во втором отсеке гидромашины расположен роторный двигатель. Он находится в герметичном корпусе, и чтобы открыть его, нужно знать некоторые нюансы.

Итак, чтобы перейти от теории к практике и разобрать насос, выполните следующие действия (в зависимости от производителя конструкция агрегата может отличаться).

  1. Открутите 2 винта, удерживающих сетку аппарата.
  2. Снимите сетку и проверните вал двигателя вручную. Если он не крутится, то проблема может находиться либо в отсеке двигателя, либо в насосной части аппарата.
  3. Сначала потребуется разобрать насосную часть аппарата. Открутите 4 винта, удерживающих канал силового кабеля, и отсоедините его от корпуса аппарата.
  4. Далее, следует открутить 4 гайки, удерживающих фланец насоса.
  5. После откручивания крепежа отделите от двигателя насосную часть аппарата. На данном этапе можно определить, в какой секции произошло заклинивание. Если вал насосного отсека не вращается, значит, необходимо разобрать данный узел.
  6. Окрутите весь крепеж, удерживающий нижний фланец насосной части агрегата.
  7. В штуцер, расположенный в верхней части блока, необходимо вкрутить переходник, который поможет сохранить резьбу от повреждений.
  8. Зафиксируйте насос в тисках.
  9. Подобрав подходящий инструмент, открутите нижний фланец.
  10. Теперь можно вытянуть блок крыльчаток и осмотреть его для выявления неисправностей.
  11. Далее, следует проверить опорный вал на предмет износа или люфта.
  12. Чтобы заменить (при необходимости) рабочие колеса, необходимо зафиксировать вал в тисках и открутить верхнюю гайку.
  13. На следующем этапе снимаются блоки, промываются и при необходимости заменяются на новые.
  14. Сборка насосной части аппарата производится в обратном порядке.
  15. Для разборки электродвигателя его также нужно зафиксировать в тисках.
  16. Далее, следует снять пластиковую защиту фланца, открутив крепеж.
  17. Снимите стопорное кольцо, удерживающее крышку, с помощью пассатижей.
  18. Извлеките крышку, воспользовавшись отверткой с прямым шлицем.
  19. Извлеките из корпуса резиновую мембрану.
  20. Извлеките конденсатор.
  21. На данном этапе можно проверить уровень масла, его качество, выявить причину заклинивания и т.д. Собирается блок двигателя в обратном порядке.

Причины поломок погружных насосов

Схема вибрационного погружного насоса

Существует несколько причин, которые способствуют выходу со строя таких агрегатов. На насосы, которые работают непосредственно с жидкостями, постоянно действуют достаточно разные отрицательные факторы, что является причинами возникновения неисправностей устройств.В этом случае необходимо сначала выяснить, есть ли возможность отремонтировать изделие, а лишь после этого решать: покупать новый агрегат или сделать ремонт существующего, тогда цена насоса значительно уменьшится.

https://youtube.com/watch?v=z13bUEX9eQo

Причинами поломок могут быть:

  • Вышел со строя магнит устройства. Такой дефект ремонту не подлежит. Необходимо насос отдать в специализированную мастерскую, где специалисты починят его.
  • Наличие посторонних звуков при работе устройства указывает на механическую поломку. В этом случае, скорее всего, возможно устранение поломки самостоятельно.

Причиной таких неисправностей могут быть:

  1. очень грязная вода, засоряющая насос;
  2. работа устройства в сухом режиме – отсутствует масло, необходимость которого обязательна;
  3. перегрев прибора, возникающий при нагреве жидкости до температуры выше 40°С;
  4. неправильная фиксация под водой кабеля.

Часто требует ремонта электрическая часть агрегата, в ней могут выйти со строя:

  1. реле времени;
  2. автоматический выключатель, срабатываемый при возникновении перегрузки;
  3. оборвалась работа фазы, питающей насос;
  4. обмотки двигателя.

Существуют и другие многочисленные поломки насоса, приводящие к его неправильной работе и даже выходу со строя.Это могут быть:

  • Неисправности гидроаккумулятора.
  • Отсутствие фильтра для очистки.
  • Сломалось реле давления.
  • Отсутствие заземления может привести к скачкам напряжения или короткому замыканию на корпус двигателя, что приведет к поломке насоса.

Диагностика глубинного насоса

После обнаружения неисправности необходимо выполнить ремонт погружного скважинного насоса.Для этого:

Проверяется, нет ли перегрузки в сети, в результате чего отключился предохранительный автомат. Для этого:

  1. вскрывается распределительная коробка;
  2. с двигателя снимается крыльчатка;
  3. проверяется ее вращение в свободном состоянии.

На фото представлен порядок сборки насосов:

Порядок сборки насоса

  • Мог сгореть стартер мотора, что требует снятие крыльчатки.
  • Вал прокручивается вручную. Это позволяет сделать освобожденное место от крыльчатки.
  • Если вал нельзя прокрутить, возможна механическая поломка элемента, которая привела к заклиниванию двигателя. Вызвать это могло попадание различных мелких и крупных частиц грунта.
  • Несвоевременное устранение грязи может привести к сгоранию обмотки статора.
  • Нормальное вращение вала позволяет собирать нижнюю часть двигателя.

Замена и ремонт неисправных деталей

Теперь, когда вы знаете, как происходит разборка гидромашины, можно попробовать произвести ремонт погружного насоса своими руками.

Крыльчатка

В основном блокировка рабочих колес происходит по причине забивания их песком или из-за образования на них налета из грязи. Кроме этого, крыльчатки могут спаиваться между собой при возникновении высокой температуры в блоке, когда насос работает вхолостую (сухой ход). Для ремонта данной секции агрегата необходимо снять крыльчатку (крыльчатки) и удалить накопившуюся грязь. Если рабочие колеса повреждены, потребуется заменить их на новые.

Двигатель

Самостоятельный ремонт двигателя насоса проводить не рекомендуется, поскольку для диагностики данного узла и последующего ремонта требуются обладать специальными знаниями и иметь необходимую аппаратуру.

В некоторых моделях насосов, чтобы снять двигатель, потребуется его выпрессовка с использованием специального оборудования. Замена сальника и подшипника также проводится в сервисном центре.

Конденсатор

Если двигатель гудит и не запускается, то следует проверить конденсатор. Он находится в блоке насоса, в котором установлен мотор.

Совет! Прежде, чем разбирать блок двигателя, попробуйте прокрутить его вал при отсоединенном насосном блоке. Если вал вращается, то причина, возможно, кроется в заклинивании рабочих колес.

Но когда вал с крыльчатками вращается без проблем, то, чтобы убрать гул в водяном насосе, следует отсоединить конденсатор и поменять его на новый. Конечно же, лучше проверить данную деталь мультиметром, поскольку схожие симптомы, могут вызываться замыканием в обмотках двигателя.

Масло

Двигатель насоса для воды находится в специальном стакане, заполненном маслом, и по его состоянию можно определить некоторые поломки в блоке электромотора.

  1. Масло имеет характерный, неприятный запах. Это значит, что двигатель пока еще находится в рабочем состоянии, но работал с большими перегрузками.
  2. Мутное масло – в корпус двигателя попала вода вследствие трещины корпуса или выхода из строя сальника (манжеты).
  3. Черное масло с неприятным запахом. В данном случае с большой уверенностью можно сказать, что горел лак на катушках двигателя.

Если при вскрытии двигателя были замечены вышеперечисленные изменения в качестве масла, то сначала нужно отремонтировать данный узел, а уже после этого заливать новую смазку.

Устройство прибора и его функции

Реле давления, в совокупности с другими аппаратами, такими как насос, гидроаккумулятор, а также коммуникации, представляют систему обеспечения водой жилища человека. Реле давления может устанавливаться в промежутке между насосом и гидроаккумулятором, а также непосредственно на насосе или гидроаккумуляторе, в зависимости от модели. Как же работают подобные устройства?

Одна из схем подключения насоса

Гидроаккумулятор представляет специальную емкость, которая разделена на две части с помощью эластичной перегородки. В одной перегородке находится под давлением воздух, а во второй – вода. Давление воздуха в одной из перегородок позволяет регулировать объем и давление воды во второй перегородке. Чем выше давление воздуха, тем большего давления системы допустимо получить, но при этом объем воды, закаченное в емкость меньше. Как правило, емкость допустимо наполнить водой не больше половины размеров всей емкости. Другими словами, если гидроаккумулятор имеет емкость 80 литров, то в него допустимо закачать не больше 40 литров воды.

Нормальная работа бытовых потребителей обеспечивается рабочим давлением от 1,4 до 2,8 атм. Чтобы давление всегда соответствовало рабочему, необходимо его контролировать, а также поддерживать на оптимальном уровне. Таким прибором в системе и является реле давления. Когда давление воды опускается ниже рабочего уровня, реле срабатывает и начинает работать насос, который наполняет водой гидроаккумулятор. При достижении верхнего предела опять срабатывает реле давления, останавливая работу насоса.

Гидроаккумулятор необходим для того, чтобы насос не работал постоянно. Какое-то время вода расходуется из аккумулятора, пока не вытечет ее столько, чтобы давление в системе упало ниже уровня рабочего.

Как работает реле давления

Этот прибор представляет устройство с электрическими и с гидравлическими составляющими. Электрическая часть состоит из группы контактов, с помощью которой осуществляется включение и выключение электрического насоса. Гидравлическая часть основана на действии мембраны, которая перемещается под давлением воды. Мембрана в свою очередь связана с группой контактов. Давление регулируется с помощью устройства на пружине. Когда пружина сжимается, рабочее давление увеличивается, а когда она разжимается, то давление уменьшается. Таким же способом регулируются границы пределов давления воды в системе, но уже с помощью другой пружины, которая отличается меньшими размерами.

Устройство реле давления воды

Выход для гидравлической системы располагается с обратной стороны реле и представляет патрубок с наружной резьбой или выпуск с гайкой по типу американки. Любой вариант подключения достаточно функциональный и не представляет никаких проблем независимо от характера водопроводной системы.

Здесь же находятся входы для подключения реле давления к электрической схеме. Как правило, места подключения закрываются крышкой.

Виды реле давления

Различают два типа реле давления воды – механические и электронные. В основном пользуются механическими реле, поскольку они проще и дешевле, хотя применяются и электронные, но не так часто, поэтому их в основном заказывают.

В различных торговых точках цены могут отличаться, при этом весьма существенно. Следует всегда помнить, что более дешевые модели могут оказаться не столь надежными в работе.

Автоматика для насоса, реле давления, реле протока.

Watch this video on YouTube

Целесообразность

Конечно, работать инструментом с коротким проводом далеко не так удобно как с аккумуляторным. Но переделка не займет у человека, владеющего навыками электромонтажа, много времени. Зато позволит закончить срочную работу. А затем не спеша решать, что делать с шуруповертом – ремонтировать его или выбрасывать и покупать новый. Постоянно работать таким инструментом вряд ли захочется, гораздо удобнее будет дешевая китайская электродрель с сетевым удлинителем. К тому же, при длительной работе блок питания заметно нагревается. Для того чтобы он остыл, нужно периодически делать перерывы в работе, что сказывается на результате.

Основные виды аппаратов для дома

Выбор автонасоса всегда упирается в его назначение. А именно: для каких нужд он необходим. Применять аппарат в быту можно для совершенно разных целей. Например, для отопительной системы подойдет, как правило, циркуляционный аппарат, справиться с поливом сможет и небольшого размера устройство малой мощности. Также существуют и универсальные агрегаты, которые способны справиться с разными задачами.

Перед тем как выполнять ремонт водяного насоса, стоит изучить советы профессионалов

Сегодня на рынке можно встретить огромный выбор бытовых насосов для воды. Все они имеют свою индивидуальную конструкцию, достоинства и назначение.

Разновидности водяных насосов:

  • Погружные. Такое оборудование работает только при его полном или частичном погружении в жидкость. Колодезные аппараты глубокого погружения обычно изготавливают из доброкачественной нержавеющей стали или полимера.
  • Дренажные конструкции. Их назначением является откачка воды из ряда разных мест (бассейнов, подвалов).
  • Поверхностные. Садовые устройства этого типа очень популярны, пригодны для перекачки питьевой воды.
  • Наиболее распространены насосы центробежного характера. Их устанавливают на отопительные системы.
  • Вибрационные. Служат для перекачивания жидкости.

Все эти насосы электрического типа, подкачивающего характера и являются аппаратами высокого давления. Бывают устройства и ручного действия, работающие от усилия одного человека.

Основные виды неисправностей насоса

Насосы данного типа поистине многофункциональны – они могут применяться не только для подачи воды из скважин, но и из колодцев, открытых водоёмов и накопительных ёмкостей.

Но, несоблюдение режима работы и правил эксплуатации, зачастую приводят к поломкам водоподающего оборудования. К счастью, многие неполадки насоса можно устранить, не прибегая к платным услугам высококвалифицированных профессионалов.

Самыми распространёнными причинами поломок являются:

  • Длительная перекачка воды, содержащей механические загрязнения в концентрации свыше 20 г на литр жидкости.
  • Перекачка горячей воды, с t большей 35оС.
  • Частые перепады напряжения в питающей электросети.
  • Нарушения герметичности корпуса аппарата.
  • Отсутствие скважинного фильтра.
  • Перегрев двигателя вследствие «сухой» работы.

В результате этого у «Водолея» могут выходить из строя, стираться, крыльчатки центробежного механизма подачи воды. Также вероятно возникновение проблем с электрической частью, вплоть до сгорания обмотки электродвигателя. Весьма опасна для насоса и зимовка в замерзающем водоёме. Вода, превращаясь в лёд, подвергается значительному расширению. В результате, полости насоса, заполненные льдом, попросту разрываются.

Нюансы ремонта

В перечисленных выше случаях опытный владелец оборудования может произвести ремонт погружного насоса своими руками – прочистить засорившиеся детали или установить новые. Инструкцию по ремонту можно найти на многочисленных видео в интернете. Но специалисты все-таки рекомендуют обращаться в специальные сервисные центры, так как ремонт погружных насосов разных марок имеет свои нюансы, с которыми может быть не знаком владелец техники.

Например, у техники марки Джилекс ремонт чаще всего заключается в доливе масла в двигатель. Аппараты этой марки оснащены маслозаполненными двигателями, у которых подтекание масла может вызвать сбои в работе и поломку других комплектующих. Для долива масла в насос Джилекс профессионалы настоятельно рекомендуют использовать оригинальный продукт. Многие владельцы техники считают, что можно долить заменитель вроде глицерина или трансформаторного масла, но в итоге такая сомнительная экономия приводит только к ускоренному износу и порче устройства.

В изделиях марки Малыш самой частой проблемой является сильный шум, возникающий даже без откачивания воды. Причиной неполадки служит разрыв центральной оси агрегата. Шум возникает из-за того, что поломанная ось перестает удерживать якорь и мембрану. Проблема устраняется путем замены детали.

Кроме того, что специалисты сервисных центров знакомы с ремонтом водяных насосов любых производителей, при обращении к ним за услугой проводится бесплатная диагностика аппаратов. Поэтому перед тем, как начать ремонт погружного центробежного насоса своими руками, владелец техники должен рассмотреть все варианты и учесть плюсы и минусы каждого из них.

Типичные проблемы в работе погружных насосов

Неисправности погружных насосов, которые приводят к неработоспособности оборудования, условно можно разделить на несколько групп:

  1. механические дефекты;
  2. поломки в системе управления оборудованием.

Проблемы, связанные с механическими дефектами

К механическим неисправностям относятся:

  • дефекты сборки. Как правило, такие проблемы выявляются при первом запуске оборудования. Ремонтировать насос самостоятельно в подобной ситуации не рекомендуется, так как его можно заменить;
  • проблемы в работе, связанные с частым использованием и естественным износом частей погружного насоса.

Вследствие износа могут выявиться следующие поломки:

  1. не качает погружной насос или напор, выдаваемый оборудованием, не соответствует мощности устройства. Такая неисправность встречается из-за износа или смещения рабочего колеса;
  1. появление при работе повышенной вибрации обусловлено износом подшипников или ослабления соединений элементов насоса;
  1. заклинивание оборудования в большинстве случаев обусловлено попаданием в устройство крупных частиц или значительным превышением максимальной рабочей температуры воды.
  1. течь в насосе или месте соединения с выходным патрубком возникает из-за износа уплотнительных колец. Место подтекания жидкости внутри насоса можно определить по наличию ржавчины и коррозии. Если в кратчайшие сроки не устранить проблему, то она может привести к необходимости полной замены оборудования. Места рекомендуется проверять один раз в 2 – 3 месяца.

Чтобы устранить неисправности, надо:

  1. разобрать оборудование. Разборка погружного насоса должна производиться только после извлечения его из водозаборника и отключения от электрического питания;
  2. выявить и заменить изношенные детали;

Подбор новых элементов для насоса должен осуществляться в специализированных магазинах и на основании рекомендаций профессионалов. Заменяемые части оборудования должны быть полностью аналогичны установленным в заводских условиях.

  1. прочистить оставшиеся элементы и в нужные места нанести смазку;
  2. собрать погружной насос и проверить корректность его работы.

Как обследовать и устранить неисправности в работе насоса на примере устройства вибрационного типа, показано на видео.

Неисправности системы управления

Проблемы в системе управления могут возникнуть вследствие нескольких причин:

  • работы оборудования вне воды;
  • нарушения электропитания устройства;
  • выхода из стоя мотора, приводящего в движение рабочие части насоса.

Для того чтобы максимально обезопасить насос от работы «в сухую», рекомендуется устанавливать на оборудование дополнительный датчик, который автоматически отключить оборудование при достижении минимального уровня воды.

Большинство погружных насосов не может работать вне воды, так как именно окружающая жидкость является охладителем мотора.

Если данная неисправность возникла, то в большинстве случаев, отремонтировать насос своими силами не получится, так как необходима замена электродвигателя, а этот процесс достаточно сложен.

Достаточно часто поломки погружных насосов связаны с перебоями электропитания сети. Подобные проблемы могут привести:

к нарушению изоляции и пробиванию кабеля. Если питающий кабель не встроен в корпус насоса, то его легко можно заменить. В обратной ситуации потребуется замена погружного насоса;

к постоянному выбиванию пробок в щитке электропитания. Причиной может быть неисправный кабель или нарушение обмотки якоря. Если кабель можно заменить, то перемотка якоря в домашних условиях практически невозможна. Чтобы устранить неисправность, можно попробовать заменить вышедшее из строя оборудование. Если это действие невозможно, то потребуется замена насоса.

Если насос не работает из-за неисправности электродвигателя, то в большинстве случае решить проблему самостоятельно нельзя. Ремонт могут провести только профессионалы, но перед обращением в мастерские рекомендуется узнать стоимость устранения неисправности.

В некоторых случая приобрести и установить новый насос дешевле и проще, чем реставрировать старое оборудование.

Мелкий ремонт погружных насосов можно производить в домашних условиях. Неисправности, которые поддаются устранению своими силами, как правило, связаны с естественным износом отдельных частей оборудования. При поломках мотора насоса рекомендуется обращаться к специалистам или приобрести новое устройство.

Редкие скважинные насосы могут отличиться абсолютной безотказностью. Некоторые поломки можно исправить по месту своими руками, в этом деле поможет наша инструкция с описанием типовых неисправностей, их диагностики, устранения, а также рекомендациями по обслуживанию.

Сколько будет стоить

Стоимость ремонта насоса для скважин, а также деталей для их ремонта в каждом городе может быть своя. Приведем среднюю стоимость по каждому из названных агрегатов и узлов к ним. Стоимость ремонта центробежных, вихревых и винтовых установок обойдется от 2000 рублей и выше.

Стоимость сменных деталей

К вибрационным насосам:

  • поршень – 34 руб.;
  • клапан – 33,60 руб.;
  • рем–комплект (поршень + клапан) – 67,20 руб.;

К центробежным и винтовым агрегатам:

  • сальник – 100 руб.;
  • крыльчатка – от 100 руб.;
  • винт – от 550 руб.;
  • вал насоса – от 260 руб.;
  • конденсатор пусковой – от 300 руб.;
  • электродвигатель – 3500 руб.;
  • торцевые уплотнения – 2550 руб.

Таким образом, можно сделать вывод: восстановление работы электронасоса самостоятельно обойдется гораздо дешевле, чем приобретать новый агрегат или пользоваться услугами сервисов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий