Как проверить компрессор кондиционера сплит системы: нюансы диагностики + советы при поломке

Как проверить муфту компрессора кондиционера

Наиболее надежной способ проверки системы кондиционирования – диагностика в специализированном автосервисе, но у покупателя не всегда имеется возможность проверить исправность автомобиля на станции технического обслуживания. Часто продавец на вопрос, работает ли кондиционер, начинает уклончиво отвечать:

  • система работает, только не заправлен фреон;
  • лопнула одна из трубок, ее нужно заменить, а так кондиционер в порядке;
  • на зиму сняли ремень, так как он порвался.

Все ответы подобного рода должны настораживать, так как основная причина неисправности системы кондиционирования – выход из строя компрессора, именно эта деталь является самой дорогой в системе кондиционирования. В компрессоре в первую очередь из строя выходит муфта, поэтому следует проверить ее работоспособность.

Как проверить муфту компрессора кондиционера? Делаем следующее:

  • включаем кнопку работы кондиционера, должен загореться индикатор включения;
  • во время включения в моторном отсеке должен быть слышен щелчок, так муфта соединяется с самим компрессором.

Проверку желательно проводить вдвоем – один из участников нажимает на кнопку, второй человек смотрит под капотом, как происходит соединение муфты с кондиционером. Когда компрессор отключен, на нем вращается только шкив, а прижимная пластина остается на месте. При включении кондиционера происходит примагничивание пластины к шкиву – вместе с ним начинает вращаться приводная ступица, поэтому и раздается отчетливый щелчок.

Следует отметить, что такая проверка действительна не для всех автомобилей, на некоторых современных моделях пластина вращается вместе со шкивом, а соединение со ступицей происходит внутри. Есть авто сложной конструкции с множеством дополнительных агрегатов, и рассмотреть муфту компрессора в подкапотном пространстве сложно. Но в любом случае следует ориентироваться на щелчок, во время примагничивания муфты он должен быть слышен. Если щелчка не слышно, скорее всего, муфта не включается, и это говорит о неисправности компрессора.

Есть другой способ проверки работоспособности муфты, для этого двигатель запускать не нужно. Проверяем следующим образом:

  • глушим двигатель, отсоединяем питание от компрессора, разъединив штекер;
  • проводом соединяем плюсовую клемму аккумулятора с разъемом на компрессоре, в момент подключения провода муфта должна сработать – заметно, как она передвигается, и в этот момент слышен щелчок;

Таким способом можно проверить муфту даже без фреона в системе, все равно рабочая муфта должна передвигаться с характерным звуком.

Диагностика неисправностей автомобильного кондиционера

Многие автовладельцы убеждены, что автомобильный кондиционер, особенно на новом автомобиле, не нуждается ни в уходе, ни тем более в диагностировании. Это заблуждение, очевидно, основано на рекомендациях касательно дозаправки хладагентом. Эта операция на автомобилях с небольшим пробегом, действительно, выполняется примерно раз в два года, но проверять состояние узлов и деталей климатической системы нужно намного чаще – хотя бы раз в полгода, причём независимо от пробега или времени года. А чтобы результаты проверки кондиционера в автомобиле были максимально точными и правдоподобными, её обычно проводят в два этапа.

Визуальный осмотр

Сначала выполняют внешний осмотр тех деталей климатической системы, которые не требуют разборки – все они расположены в моторном отсеке. Если механические повреждения попадаются нечасто, и они обычно заметны невооружённым глазом, то такую проблему, как утечка фреона, выявить проблематично. Дело в том, что этот хладагент всегда находится под давлением, даже когда кондиционер выключен, при этом та его часть, которая находится в газообразном состоянии, способна проникать через мельчайшие трещины (летучесть фреона столь высока, что он считается одним из основных виновников разрушения озонового слоя, и некоторые его разновидности запрещены к использованию). Если утечка имеет место быть на участке, где хладагент пребывает в виде жидкости, о факте разгерметизации могут свидетельствовать потёки масла, добавляемого во фреон для смазки уплотнителей и прокладок.

В случае микротрещин следует использовать специальный прибор – газоанализатор, который способен улавливать даже незначительные концентрации определённого вещества в воздухе. Столь же точные результаты поиска мест разгерметизации системы кондиционирования позволяет получить ультрафиолетовая диагностика. Подобный способ практикуется относительно недавно и встречается в основном на крупных (сетевых) автосервисах. Данный метод предполагает добавление в хладагент специальной ультрафиолетовой присадки – если таким фреоном заправить автомобиль и дать ему поездить некоторое время с включенной системой кондиционирования, то места утечек легко определяются ультрафиолетовым сканером (простейшим аналогом которого является УФ-лампа).

Диагностика сканером

Если внешний осмотр не выявил очевидных проблем, приступают ко второму этапу диагностики. Он заключается в проверке эффективности работы кондиционера, в частности – производительности компрессора

Мы уже отмечали, что обратить внимание на компрессор следует в тех случаях, когда в салоне появляются шумы при включении системы кондиционирования. Необходимо также проверить работу всех электрических компонентов климатической системы (таковыми являются датчики, электромагнитная муфта, вентиляторы)

Самостоятельно диагностировать электроприборы рекомендуется только в том случае, если вы имеете соответствующие навыки.

Многие современные модели климатических систем комплектуются ресивером-осушителем, на котором имеется окошко, позволяющее определить степень заполнения системы хладагентом. Если имеет место быть утечка фреона, определить это можно не по уровню жидкости (поскольку ресивер расположен на участке высокого давления, пустот вы не увидите), а по её цвету. Если он вместо прозрачного – белесоватый, и в нём присутствуют пузырьки, это и есть явное свидетельство того, что автокондиционер нужно заправить дополнительным объёмом фреона.

Диагностический инструмент


Инструмент для диагностики На первой фотографии представлен «джентельменский набор» для обследования любой автомобильной климатической системы.

  1. Манометрический коллектор. Это штука в центре, состоящая из двух круглых манометров, кранов под ними, шлангов и синего и красного «быстросъемов», которые служат для подключения к системе.
  2. Термометр (в простонародье градусник).
  3. Анемометр (служит для измерения скорости воздушного потока).
  4. Стетоскоп.
  5. Микрометрический индикатор.
  6. Электронный течеискатель.

Мы продемонстрируем весь процесс на одном из самых удобных для этого автомобилей. Не буду называть марку, только скажу что у него полный привод и оппозитный двигатель. Компоновка моторного отсека позволяет наглядно сфотографировать и показать все нюансы.

Неисправности электроники и электропроводки

Если кондиционер перестал генерировать холод, то поиск неисправностей целесообразно начинать с проверки работоспособности компрессора. Отказ в работе компрессора может быть обусловлен:

  • Отсутствием напряжения питания на его обмотках (проверяется тестером на разъёме подключения);
  • Выходом из строя пускового конденсатора;
  • Выход из строя обмоток самого компрессора (пробой на корпус, пробой между обмотками, обрыв проводника обмотки). Диагностика проводится методом измерения сопротивления между выводами обмоток, между выводами обмоток и корпусом.

Работоспособность вентиляторов

Работоспособность вентиляторов (внутреннего блока или внешнего) диагностируется методом проверки наличия питающего напряжения на контактах его разъёма, естественно данную проверку необходимо проводить при включенном кондиционере и режиме, при котором должен включаться вентилятор.

Ошибки на экране

Некоторые модели кондиционеров оборудованы информационным экраном, установленном на внутреннем блоке кондиционера (касается инверторных сплит-систем). Как правило, они отображают четыре ошибки:

  • ошибка датчика температуры теплообменника внутреннего блока,
  • ошибка датчика температуры воздуха внутреннего блока,
  • неисправность электродвигателя вентилятора внутреннего блока,
  • неисправность модуля управления.

Характер работы кондиционера

Характер работы кондиционера подскажет специалисту верное направление, в котором необходимо проводить поиск неисправностей. Управление режимами работы кондиционера, модулем управления, производится на основе показателей двух сенсоров:

  1. Датчик (сенсор) температуры воздуха;
  2. Датчик температуры испарителя (теплообменника).

Если кондиционер после включения, через 1-2 секунды выключается, а информационный экран отображает сообщение об ошибке, то с большой вероятностью можно говорить о неисправности именно этих датчиков, одного или двух.

Если работа кондиционера, после его включения, продолжается в пределах 10 – 20 секунд, а затем следует автоматическое отключение, то причина может крыться в неисправности вентилятора внутреннего блока. Т.е. скорость его вращения не соответствует необходимым параметрам.

Если, при включении, кондиционер вообще не подаёт признаков «жизни», то причинами неисправности могут быть:

  • Отсутствие питающего напряжения
  • Выход из строя блока управления. Может визуализироваться миганием всех светодиодов.

Чаще всего мигание всех светодиодов означает программный сбой модуля управления вследствие несоответствия напряжения в сети программным установкам, или в результате скачка напряжения. Устраняется неисправность перепрограммированием блока управления специалистом сертифицированного сервисного центра.

Алгоритм работы кондиционера

Алгоритм работы кондиционера (практически все модели современных сплит-систем работают по нему), определяет и последовательность действий мастера при поиске неисправностей. Работа кондиционера осуществляется на основе следующих операций:

  • На основании данных передаваемым воздушным сенсором осуществляется включение / выключение компрессорной установки в режимах охлаждения и обогрева.
  • Датчик испарителя управляет модулем контроля: в режиме обогрева, активирует аварийный режим в случае обмерзания внешнего блока, активирует аварийный режим в случае перегрева теплообменника внутреннего блока в режиме работы кондиционера на обогрев, предотвращает обмерзание теплообменника внутреннего блока кондиционера в режиме охлаждения.

Появление воды


Капает кондиционер

Если с кондиционера капает вода или на его стенках образуется конденсат, то причин у этой проблемы может быть несколько. Чаще всего это говорит о неправильной эксплуатации техники. Например, владелец мог запустить режим охлаждения в кондиционере в тот момент, когда были низкие температуры. Это вполне могло вызвать пробку в дренажном проводе.

  1. Перед тем как починить кондиционер, надо разобраться, появилась ли ледяная пробка в дренажном водопроводе. Если она еще не появилась, то водопровод надо прогреть. Оптимальная температура прогрева — около плюс 6 -7 градусов.
  2. Если пробка уже появилась, то придется ждать тепла, пока она сама не растает. Технику до этого периода запускать нельзя.

Что собой представляет процедура подключения кондиционера к электросети

Следует учитывать, что если рядом установлено несколько выключателей, то их работоспособность ухудшается из-за плохого охлаждения.


В заключение хочется предупредить еще раз всех пользователей: электричество не прощает ошибок и неточностей, поэтому при самостоятельном подключении адекватно отнеситесь к своим навыкам, чтобы потом не заниматься тушением проводки и ремонтом дорогостоящего климатического оборудования.


При этом следует ориентироваться по номерам клемм и проводов. После подключения обоих блоков следует внимательно проверить правильность выполненной работы. Кондиционер может работать на разных мощностях, поэтому автомат защиты следует установить на линии подключения и около розетки.


Как уже отмечалось, кондиционер нельзя устанавливать непосредственно над батареями отопления. Делается это напрямую в розетку. Сама процедура внедрения прибора в энергетическую систему квартиры заключается в следующем. Подключаем испаритель В принципе, методика подключения модулей системы идентична, за исключением мелких нюансов, поэтому мы представляем подробную методику подключения внутреннего модуля, а выносной — по аналогии с ним. При этом допустимая сила тока может достигать 18 А.

Признаки поломки компрессора

Основной фактор, говорящий о неисправности компрессора, — это невозможность обеспечить температурные показатели, заданные пользователем. Кроме того, о поломке может сигнализировать характерный шум, издаваемый агрегатом во время работы. Звук может быть и не слишком сильным, но он четко прослушивается в процессе функционирования оборудования.

Исходя из характера шума можно определить тип неисправности компрессора. Так, если он издает щелкающие или скрежещущие звуки, то, скорее всего, проблема кроется в клапанах.

Неисправность проявляется в резком уменьшении производительности компрессора и чрезмерном нагревании кондиционера. В конце концов тепловое реле блокирует агрегат.

Еще одна распространенная проблема — прекращение функционирования компрессора почти сразу после его запуска. Сам аппарат сохраняет работоспособность.

Причина неисправности заключается в дефиците или переизбытке хладагента. Работу устройства прекращает тепловое реле. Кстати, этот элемент также может сломаться.

Нередко компрессор не запускается после активации сплит системы. Тогда как все остальные элементы кондиционера работают в штатном режиме.

При этом внешний вид компрессора не дает повода определить причину. Чаще всего проблема кроется в поломке пускового конденсатора, емкость которого превышает 10 мкФ.

С точки зрения восстановления работоспособности агрегата самой сложная проблема — это замыкание мотора привода. Устранить проблему практически невозможно, гораздо проще заменить испорченный компрессор на новый. Стоит отметить, что владельцы современных моделей кондиционеров с герметичной конструкцией очень редко сталкиваются с замыканием.

1–3. СОРОКИН® 13.65

Производитель не указан

Заявленные показатели 52 л/мин; 6,9 бар; 14,5 А

Цена, руб. 3500

Аккуратное компактное изделие — чемпион по скорости накачивания! На хамп сажает быстро, одним из первых. Предусмотрены дополнительные переходники (закреплены на корпусе) для накачки мячей и шаров. А вот цифры на манометре маленькие — это следствие двойной оцифровки. Нужная шкала, как назло, расположена ближе к центру: здесь расстояние между делениями еще меньше. Толщина стрелки соответствует 0,2 кПа. Как раз на такую величину он и занижает давление. В остальном всё очень хорошо, но дорого.

Учитывая обилие автомобильных компрессоров для накачки шин на рынке, рядовому покупателю легко растеряться, поэтому предлагаем обзор лучших, по отзывам экспертов и автолюбителей, автокомпрессоров 2018-2019 года.

Столкнуться с мелким ремонтом в дороге придется любому автомобилисту: от таких вещей, как прокол колеса, нельзя застраховаться. Но если раньше верным спутником водителя был ручной насос, за время накачки колеса заодно укреплявший основные группы мышц, то сейчас в распоряжении автомобилистов есть богатый выбор автомобильных компрессоров. Причем настолько богатый, что разобраться в ассортименте достаточно трудно

На что в первую очередь нужно обратить внимание, стоя у витрины автомагазина и решая, какой автомобильный компрессор лучше выбрать?

zast-HDR

Подкачать спустившее колесо может любой компрессор. Один быстрее, другой медленнее, но подкачают: откровенно негодных моделей мы не видели давно. Поэтому покупатель обычно выбирает изделие, которое, скажем, уместится в нише запасного колеса. Или ориентируясь на дизайн: яркий и симпатичный. А чаще всего берут что подешевле.

Ну а если покрышка спустила «в ноль»? Да так, что слезла с посадочного места, именуемого хампом? Есть на колесных дисках такие выступы, за которые держится накачанная покрышка. Производители компрессоров любят козырять высокой производительностью своих изделий, но не будет же покупатель подсчитывать литры в минуту! А вот способность вернуть покрышку на место он оценит сразу. И это интересно проверить.

Основные причины, провоцирующие поломки

Своевременный уход за техникой станет залогом её стабильного функционирования. Можно перечислить такие проблемы, характерные для современных устройств.


Air conditioning master preparing to install new air conditioner. drilling the wall.

Загрязнение фильтра

Такая поломка приводит к появлению следующих последствий:

  1. Внутри циркуляция воздуха нарушена.
  2. Холодильная аппаратура работает со сбоями.
  3. Медные трубопроводы покрываются льдом.

В результате часто наблюдают, как из корпуса стекает и капает лишняя вода.

Стандартная периодичность промывки фильтров – каждые три недели. Устройства промываются под проточной водой, тогда удаётся полностью избавиться от грязи. Остаётся просушить фильтры, вернуть их к исходному положению. Для списаниятехники такой проблемы ещё недостаточно.

Утечка фреона

От утечки не застрахован никто, даже если идеально соблюдать все рекомендации. 2-3% в год – это нормальный показатель, равный примерно 150 граммам. Дозаправку проводят 2-3 раза в год, чтобы избежать серьёзных поломок. Тогда уровень фреона внутри системы поднимается до нормальных отметок.

Но иногда утечка превышает любые действующие нормы. Если на специальных медных трубах внутри образуется лёд и иней – значит, появились серьёзные проблемы. Из-за таких утечек появляются механические неисправности.

Работа аппарата зимой

Большая часть современных устройств не адаптирована, чтобы работать в холодное время года. -7 — +40 градусов – стандартные температурные диапазоны при эксплуатации. Нормальная работа с отрицательными температурами невозможна без специальной технической подготовки.

Работа компрессора и дренажных систем нарушается при неправильной эксплуатации зимой. Дренаж замерзает, из-за чего вода не способна больше покидать систему. Жидкость вытекает в комнату, где установлено устройство. Неисправности кондиционерапродолжают развиваться, если не предпринять никаких шагов.

Основные причины поломки и износа

Основные причины износа шатунно-поршневой группы:

  • недостаток хладагента (утечка или несвоевременная заправка);
  • недостаточно масла или масло не подходящего типа;
  • слишком высокое давление (перегрев или избыток фреона);
  • грязь и вода в системе;
  • разбитые подшипники или внутренний люфт деталей.

Стоит отметить, что давление в системе может быть повышенным из-за плохого теплообмена, если между ребрами радиатора скопилась грязь. Регулярная чистка и промывка радиатора может значительно продлить ресурс компрессора.

Возможные причины неисправности электромагнитной муфты (проскальзывание шкива):

  1. Слишком маленький зазор между прижимным диском и шкивом. Диск цепляется за шкив при выключенном кондиционере, что приводит к износу фрикционных поверхностей).
  2. Слишком большой зазор. При включенном электромагните диск слабо прижимается к шкиву. Результат тот же – износ поверхности («подгорание»).
  3. Замыкание обмоток электромагнита. Если не сработает предохранитель, то катушка сгорает, издавая неприятный запах.
  4. Разрыв обмотки. При этом электромагнит не срабатывает, тока в цепи нет.

Ремонт основных неисправностей

В том случае, если выявлены какие-либо неисправности в работе системы, то, естественно, потребуется их устранить как можно быстрее.

Сделать это в некоторых ситуациях можно своими руками:

  • В случае обнаружения, каких-либо механических повреждений корпуса компрессора, ликвидировать их будет возможно при помощи сварочного аппарата.
  • При замене сальника или уплотнительных прокладок в первую очередь потребуется удалить из системы хладагент и демонтировать с транспортного средства компрессор.
  • Для того чтобы заменить подшипник шкива, потребуется также снять компрессор. Далее подшипник снимается подшипник, а на его место впрессовывается новый.
  • Ремонт электромагнитной муфты кроется взамене вышедших из строя элементов, в частности, прижимной пластины, сгоревшей катушки или шкива, всё зависит от того, какая именно деталь была подвержена выработки.
  • Неисправности поршневой группы устранить своими руками достаточно сложно, т. к. для этого потребуется полностью разобрать компрессор. Следовательно, разумным решением будет прибегнуть к помощи профессионалов.

Кондиционер в автомобиле – это весьма удобная и практичная вещь. Для того чтобы обеспечить бесперебойную работу системы следует тщательно следить за его работоспособностью и состоянием ведь произвести ремонт иногда обходится достаточно дорого.

Правила правильной эксплуатации

Важность климатического оборудования в автомобиле никто не будет оспаривать. Это устройство незаменимо в жаркую погоду. Но чтобы установка исправно работала как можно дольше, следует знать некоторые правила

Следование им позволит продлить ресурс всех деталей охлаждающего комплекса, включая компрессор. Вот небольшой перечень полезных рекомендаций

Но чтобы установка исправно работала как можно дольше, следует знать некоторые правила. Следование им позволит продлить ресурс всех деталей охлаждающего комплекса, включая компрессор. Вот небольшой перечень полезных рекомендаций.

Когда на улице палящий зной, то перед включением климатической установки желательно открыть все двери в целях проветривания. Достаточно выждать от 3 до 5 минут, а после можно отправляться в путешествие, включив спасительную охлаждающую установку.

При включенном оборудовании не опускать стекла, включая люк на крыше (если он имеется) и не открывать двери (когда машина стоит на месте). Поток встречного воздуха, проникнув в салон, снижает эффективность всей системы, заставляя компрессор работать на полную мощность. Тем самым увеличивая износ деталей, и сокращается их ресурс. К тому же при открытых окнах растет расход топлива.

Долгое простаивание кондиционера без использования приводит к неутешительным последствиям — металлические элементы начнут корродировать, эластичные прокладки — разрушаться. Чтобы избежать этого следует один раз в неделю включать кондиционер хотя бы на 8-10 минут. Этого времени будет достаточно, чтобы наполнить маслом все детали агрегата и поддерживать систему в работоспособном состоянии.

Проверка работоспособности б/у кондиционера

Старые модели продаются в хорошем состоянии, если уход за ними осуществлялся регулярно. Но бывает так, что была куплена бракованная модель, которая работает ниже заявленной мощности или со сбоями, которые мастера не смогли устранить.

Чтобы узнать, работает ли кондиционер, подключают оба блока друг к другу. Не обязательно вешать их на стену – достаточно соединить медные трубы двух агрегатов и подключить электрические провода. Оценивают работу устройства по шумности работы, времени охлаждения помещения, работе всех функций. Процедуру проверки лучше доверить мастеру, который разбирается в климатической технике, и даст свое заключение.

Проверить кондиционер при покупке следует по следующим параметрам:

  • потребление электроэнергии;
  • давление в системе (манометрическим коллектором);
  • температуру комперссора;
  • ток.

Инструменты для проверки имеются в арсенале специалиста. Если экономить на покупке, желательно не экономить на проверке.

Обзор конструкции внутреннего блока, установка кондиционера: схема и строение

Внутренний блок размещается в помещении, поэтому производители уделяют большое внимание его внешнему виду. Сплит-система должна вписываться в дизайн интерьера. Кроме этого, большое значение имеет размер внутреннего блока кондиционера

Его ширина варьируется в пределах 0,7-1,6 м, глубина может составлять от 16 до 20 см, а высота – от 20 до 32 см

Кроме этого, большое значение имеет размер внутреннего блока кондиционера. Его ширина варьируется в пределах 0,7-1,6 м, глубина может составлять от 16 до 20 см, а высота – от 20 до 32 см.

Внутренний блок состоит из следующих компонентов:

  • передней панели;
  • фильтров грубой и тонкой очистки;
  • испарителя;
  • вентилятора;
  • горизонтальных и вертикальных жалюзи;
  • индикаторной панели;
  • платы управления;
  • поддона для сбора конденсата;
  • штуцерных соединений.

Передняя панель имеет вид пластиковой решетки. Она обеспечивает доступ воздуха к блоку. Фильтр грубой очистки задерживает крупные частицы пыли, мусор и шерсть животных. Он представляет собой сетку из пластика, которая нуждается в регулярной чистке (минимум 2 раза в месяц). Фильтры тонкой очистки бывают двух видов. Угольные типы изделий нацелены на удаление неприятных запахов, а электростатические убирают из воздуха пыльцу растений, мелкую пыль.


Система кондиционера обязательно должна вписываться в дизайн интерьера.

Во внутреннем блоке установлен трех- или четырехскоростной вентилятор. Испаритель, по сути, является радиатором, где холодное рабочее вещество нагревается и переходит в парообразное состояние. Воздушные потоки, которые проходят через этот элемент, наоборот, охлаждаются.

Горизонтальные жалюзи контролируют движение воздуха по вертикали. Они оснащены электроприводом. Их положение настраивается с помощью пульта ДУ. Горизонтальные жалюзи способны в автоматическом режиме совершать колебательные движения, в результате чего охлажденный воздух равномерно распределяется по комнате. Индикаторная панель находится на лицевой стороне сплит-системы. Она представляет собой совокупность световых индикаторов, позволяющих определить, в каком режиме работает кондиционер. Кроме этого, светодиоды сигнализируют о поломках.

В поддоне, который находится под испарителем, собирается вода, выводится она наружу с помощью дренажного шланга. Плата управления состоит из блока электроники и микропроцессора. Штуцерные соединения используются для подключения трубок между внешним и внутренним блоками. Вертикальные жалюзи контролируют движение воздуха по горизонтали.

На заметку! Положение вертикальных жалюзи регулируется вручную. Возможностью настройки с помощью пульта дистанционного управления обладают только некоторые модели сплит-систем премиального класса.


Внутренний блок является сложным с технической точки зрения устройством, состоящим из множества элементов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий