Какой микрофон лучше выбрать?
На этом покончим с диаграммами направленности. Давайте теперь вернемся к типам микрофона по их устройству, где я расскажу, какой из них предпочесть динамический или конденсаторный. Динамические микрофоны сравнительно дешевые и в то же время они надежные. Поэтому они могут работать успешно в областях высокого звукового давления.
Это делает их более подходящим для вокалистов с громким и грубым тембром, поющих в таких музыкальных стилях, как rock, pank, alternative и так далее. Если вы хотите получить мощный, плотный, но при этом не слишком объемный вокал, то вам подойдет именно динамический микрофон.
Что касается конденсаторного микрофона, то он устроен так, что диафрагма помогает добиться более высокой чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь больше диаграмм направленности. А некоторые могут иметь возможность переключения этих диаграмм. Ну а сама низкая устойчивость к механическим повреждениям делает их увы, малопригодными для живых выступлений.
Зато в студии звукозаписи они оказываются незаменимыми, так как их высокая степень правдоподобности делает их наиболее универсальными и пригодными для снятия звука с любых музыкальных инструментов и голосов. Универсальность и технологическая сложность конденсаторных микрофонов приводит к тому, что их стоимость бывает значительно высокой.
Если сравнивать с динамическими, то это главный минус. Но невзирая на это, я лично считаю, что конденсаторный микрофон наиболее пригоден для использования даже в домашней студии звукозаписи нежели, динамический. К тому же среди конденсаторных микрофонов есть и бюджетные модели. Их качество далеко не всегда бывает низким.
Остались еще несколько определенных нюансов советов по выбору, с которыми я сейчас с вами поделюсь. Советы и рекомендации о том, как выбрать микрофон:
Обратите внимание на микрофоны с несколькими диаграммами направленностями — как я раньше говорил, некоторые модели конденсаторных микрофонов имеют возможность одним движением рычажка включать диаграмму направленности. Их может быть вплоть до 9 штук
Такое оборудование будет предпочтительнее с точки зрения универсальности нежели, микрофон с одной фиксированной направленностью.
Частотный диапазон — здесь, как и в случае с мониторами и наушниками. Чем шире частотный диапазон, тем равномернее очаха в диапазоне частот доступном для восприятия человеческого уха.
Аттенюатор — на некоторых моделях конденсаторных микрофонах имеется специальный переключатель аттенюации. Этот переключатель ослабляет сигнал (обычно на 10 — 12 дЦб), что позволяет оборудованию работать с высоким уровнем звукового давления без возникновения искажений и перегрузки.
Обрезной фильтр — на некоторых моделях конденсаторных микрофонах он присутствует. При включении он обрезает частоты например, ниже 70 — 100 Гц (иногда 200 — 300 Гц) и эта функция позволяет отсечь от сигнала всевозможные частотные помехи. Например, гул у некоторых инструментов или убрать эффект гнусавости, бочковатости, снизить влияние вибрации топота ног и так далее. Эта функция очень полезная и я рекомендую обращать пристальное внимание на ее наличие в микрофоне.
Микрофоны не делятся на типы предназначения для конкретных инструментов — здесь имеется в виду то, что деление на группы типа микрофоны для записи голоса, гитарные микрофоны, барабанные и так далее. Это лишь условное деление. Следовательно, ничто не запрещает использовать вокальный микрофон для записи трубы или гитарный микрофон для записи вокала. Самое главное, чтобы студийное оборудование подходило по диаграмме направленности и по характеру своего звучания.
Универсальных микрофонов не существует — это на самом деле важнейший момент и это следует понять. Микрофон, который прекрасно подходит для одного вокалиста может совсем не подойти для другого. Возникает это по разным причинам: из-за отличий в тембре, в динамическом диапазоне голоса, в стиле и манере пения и так далее. Поэтому в своей студии звукозаписи по возможности имейте более одного микрофона.
Уровни чувствительности
Степень чувствительности прибора определяется как 20 логарифмов отношения параметра к V/Pa. Расчет производится с помощью функции: L dB=20lgSm/S0, где S0 = 1 В/Па (или 1000 мВ/Па). Показание уровня отрицательное. Нормальная и средняя чувствительность составляет 8-40 мВ/Па. Модели микрофонов с чувствительностью 10 мВ/Па имеют уровень -40 дБ. Модели микрофонов с 25 мВ/па имеют чувствительность -32 дБ.
Чем ниже значение уровня, тем выше чувствительность. Например, устройство со значением -58 дБ является слишком чувствительным. Значение параметра -78 дБ считается низким уровнем чувствительности. Но следует учитывать, что устройства со слабым параметром — неплохой выбор.
Как выбрать?
Выбор чувствительности микрофона зависит от поставленной задачи. Высокая настройка не является признаком того, что такой микрофон лучше. Стоит рассмотреть ряд задач, для решения которых необходимо получить правильное значение. При передаче аудиосигнала на мобильный телефон рекомендуется низкая настройка, так как она создает максимальную акустику. Существует высокая вероятность искажения звука. Поэтому высокочувствительный прибор не подходит для таких случаев.
Устройства с низкой чувствительностью также подходят для передачи звука на большие расстояния. Они используются для камер видеонаблюдения или для громкой связи. Высокочувствительный прибор чувствителен к посторонним шумам, например, воздушным потокам. Если вы планируете выступать на сцене, лучше выбрать микрофон со средней чувствительностью. Среднее значение составляет 40-60 дБ.
Значение чувствительности зависит от типа устройства. Для студийной и настольной продукции чувствительность должна быть низкой. Запись звука происходит в закрытой комнате, при этом во время работы человек практически не двигается. Поэтому устройства с низким параметром характеризуются отличным качеством звука.
Есть микрофоны, которые прикрепляются к одежде. Источник звука находится на некотором расстоянии от устройства, и посторонние шумы могут заглушить передачу звука. В этом случае лучше иметь высокую ценность.
Микрофон На Ухо Для Выступления
ОКТАВА
| Хотите выбрать микрофон для студии звукозаписи? Добро пожаловать! Вы находитесь на сайте, посвященном студийным микрофонам «Oktava». Качество этих микрофонов признано во всем мире! За рубежом микрофоны «Oktava» популярны не мене, чем микрофоны фирм: Rode, AKG, Neumann, Shure… |
Параметры выбора микрофона для записи звука
Существует несколько параметров, которые нужно учитывать при выборе вокального микрофона для домашней студии. Среди них:
- Тип направленности.
- Чувствительность.
- Диапазон частот.
- Тип питания.
- Уровень шума.
- Динамический диапазон.
Направленность микрофона
Параметр влияет на способ фиксации сигнала из окружающей среды. Его подбирают под особенности здания, в котором планируется использование микрофона.
В зависимости от направленности приборы для звукозаписи разделены на такие группы:
- Полусферические и всенаправленные.
- Однонаправленные (кардиоидные, полукардиоидные, суперкардиоидные, гиперкардиоидные).
- Двунаправленные.
Представители первой категории реагируют на все звуки, которые находятся в окружающем пространстве. Их можно использовать для записи инструментов и нескольких вокалистов. Полусферические устройства воспринимают сигналы с одной стороны сферы, но обеспечивают четкость и прозрачность звучания.
Кардиоидные модели способны записывать звук перед аппаратом, не фиксируя происходящее за пределами выбранной зоны. Такой тип микрофона востребован в домашней студии, где отсутствует специально обустроенная вокальная комната с шумоизоляцией.
Такой диаграммой обладают многие головные и петличные микрофоны.
Двунаправленные аппараты считаются универсальными, поскольку они поддерживают переключение диаграммы. Устройства стоят дороже, чем предыдущие типы, но это оправдывается их функциональностью и совместимостью с разными условиями эксплуатации.
Направленность микрофона влияет на способ фиксации сигнала из окружающей среды.
Чувствительность устройства
Многие вокалисты привыкли двигаться во время пения, отдаляясь от записывающего устройства. Для минимизации потерь в громкости сигнала используется такой параметр, как чувствительность.
Частотный диапазон
Нередко звукорежиссеры подбирают хорошие микрофоны только по диапазону воспроизводимых частот. Перед покупкой оборудования стоит уточнить, какие инструменты и стиль вокала будут записываться. Отдельные частоты можно усилить или обрезать с помощью эквалайзера, а другие лучше сохранить в чистом виде.
Тип питания
Большинство микрофонов работает от фантомного питания +48В. Если бюджетные приборы способны запитываться от звуковой карты, то более элитные устройства выпускаются с внешним модулем энергии.
Для домашней студии подойдут аппараты с отдельным источником.
Уровень шума
В зарубежной классификации параметр обозначается как Noise Floor. Дешевые микрофоны имеют высокий показатель. Подсоединенные к звуковой карте устройства издают фоновый шум даже при отсутствии записи. Он появляется из-за следующих причин:
- Наводки электроснабжения.
- Работы предусилителя или аудиокарты.
- Низкого качества изготовления кабелей.
Установить единственную причину шума сложно, а определить уровень без профессионального оборудования нельзя.
Динамический диапазон
Под динамическим диапазоном подразумевается разница между уровнями громкости. Перед выбором подходящего устройства стоит определить тип источников звука, с которыми планируется работа.
Типы микрофонов
Начнем с того, что существуют три основных типа микрофонов: динамические, конденсаторные и ленточные, которые имеют разные механизмы преобразования звуковых волн в электромагнитные колебания.
1. Динамические микрофоны
Это наиболее распространенный тип микрофонов, что связано с их универсальностью. Мембрана динамического микрофона улавливает звуковые волны, которые в, свою очередь, приводят в движение катушку, находящуюся в магнитном поле. В результате явления электромагнитной индукции, в катушке возникает переменный ток, который передается далее по кабелю. Электромагнитные колебания описывают звуковые волны, точно передавая фазу, частоту и амплитуду, поэтому сигнал называется аналоговым.
Достоинства:
Полезные аксессуары для микрофонов
Благодаря аксессуарам записи ежедневное использование микрофонов становится удобнее. Вот несколько практических вещей, которые обязательно вам пригодятся.
Штатив для микрофона
Штативы часто идет в комплекте с микрофоном. Как правило, это базовая версия, отличающаяся небольшими размерами
Если вы много снимаете и Вам важно удобство, приобретите дополнительный штатив для микрофона, позволяющий регулировать высоту в широком диапазоне. Это позволит Вам принять наиболее комфортную позицию
При использовании конденсаторного микрофона, помните об антивибрационной корзинке – оснащенный резинками держатель, который предотвращает передачу вибрации окружающей среды.
Ветрозащита для микрофона
Особенно полезна, если вы используете микрофона на открытом воздухе. Надев её на микрофон, Вы защититесь от влияния порывов воздуха на качество записываемого звука. В домашних и студийных условиях её использование не рекомендуется.
Поп-фильтр для микрофона
Этот аксессуар пригодится Вам, если вы записываете подкасты и вокал. Тонкий материал растягивается между источником звука и микрофоном, он останавливает слишком сильные порывы воздуха, которые возникают, например, во время произнесения взрывных гласных, таких как п, б, т.
Чехол для микрофона
Очень важен, если вы хотите позаботиться о безопасности вашего микрофона, особенно емкостного. Благодаря ему, Вы сможете безопасно траспортировать аксессуар, а также хранить в оптимальных условиях.
Какие бывают микрофоны
- Студия — Эти микрофоны предназначены для записи звука в студии или дома. Они доступны в больших и малых размерах. Последний включает в себя AKG P220. Именно на таких микрофонах записываются аудиодорожки для фильмов и музыкальных альбомов. Точно так же они используются блоггерами и стримерами. Чаще всего они подключаются через USB-кабель или 3,5-мм разъем.
- Концертные микрофоны — это тип микрофона, используемый во время живых выступлений. Микрофоны могут быть проводными или беспроводными, подключенными к усилителю и часто имеют ручку. Эти микрофоны также часто устанавливаются на подставке.
- Микрофоны репортеров — этот тип включает в себя как микрофоны малой петли, так и микрофоны бум-музыки, которые прикреплены к записывающему устройству. Хорошим примером такого микрофона является Raylab Rec. DH LavMic, который также предназначен для блоггеров и работы на открытом воздухе.
- В наушники встроены микрофоны, которые комбинируются с наушниками, как в AirPods от Apple.
Микрофон конденсатора подходит для съемки в хорошую погоду. Фото: raylab.ru
Другие виды микрофонов
Микрофоны для видеокамер — используются в тандеме с видеокамерой, для чего к ее корпусу прикреплена специальная насадка.
Микрофоны диктофонов — используются совместно с диктофонами. Хотя эти устройства имеют встроенный микрофон, во многих случаях внешнее устройство работает более эффективно.
Микрофоны для производства видеоа — делятся на две категории:
- для «полевой» сигнализации — всенаправленные динамические микрофоны с хорошей чувствительностью;
- Для студийной работы — моно или двунаправленные конденсаторные модели, обеспечивающие высокое качество передачи звука.
Микрофоны для конференций — используются в пресс-центрах, на подиумах
Они обеспечивают хорошее качество звука независимо от положения динамика по отношению к микрофону, что важно для комфортного разговора
Классификация микрофонов по конструктивному исполнению
По конструктивному исполнению микрофоны можно разделить на:
- встраиваемые;
- ручные;
- настольные;
- петличные;
- головные;
- специального назначения.
К данной категории можно отнести и радиомикрофоны.
Примеры конструктивного исполнения изображены на рис.6.
Рис.6 – Примеры конструктивного исполнения микрофонов
Встраиваемые микрофоны
Данные микрофоны имеют различное исполнение и встраиваются непосредственно в техническое устройство (в устройства записи, переговорной, селекторной связи и т.д.). Встраиваемые микрофоны должны иметь высокую чувствительность, поэтому, как правило, это конденсаторные микрофоны с широкой односторонней направленностью (кардиоидные).
Ручные микрофоны
Ручные микрофоны можно разделить на вокальные и микрофоны тангетного типа (см. рис.6, справа).
Микрофоны тангетного типа широко используются для экстренных или служебных объявлений. Конструктивной особенностью данного микрофона является наличие клавиши (кнопки) – тангенты, размещаемой на корпусе и предназначенной для оперативного включения/отключения звука. Тангента снабжается пружинным механизмом, позволяющим автоматически сбрасывать (отключать) кнопку включения. Данная функция позволяет повысить надежность работы, особенно в случае высокоприоритетного использования (в случае подключения данного микрофона к высокому приоритету системы связи или оповещения).
Радиомикрофон
Радиомикрофон (РМ) представляет собой систему, состоящую из микрофона, малогабаритного передатчика, антенны и стационарного приемника (см. рис.6), предоставляющие пользователю свободу перемещения. Сам микрофон, в зависимости от способа применения, может иметь различную конструкцию:
- капсюль, передатчик и антенна размещены в одном корпусе (ручного) микрофона;
- капсюль и предусилитель (микрофонный усилитель) петличного или головного микрофона (гарнитуры) соединяется при помощи тонкого кабеля с карманным или поясным передатчиком.
Приемник радиомикрофона – отдельное устройство, снабженное одной или двумя антеннами. Радиоприемники работают, как правило, в УКВ диапазоне. В РМ используется принцип ВЧ модуляции. Звуковой сигнал от капсюля микрофона поступает на модулятор и передатчик, передается в эфир, далее поступает на приемник, детектируется и усиливается.
Современные РМ работают на дистанции 100-150м, используют принцип частотной модуляции , являющийся наиболее устойчивым к помехам. В последнее время появились модели РМ, использующие двух-поляризационный принцип, позволяющий увеличить стабильность приема. В такой системе два (ЧМ) сигнала различной поляризации передаются одновременно по двум каналам, повышая, тем самым, вероятность его приема (на двухантенный приемник). РМ имеют широкое применение, однако уступают проводным микрофонам по характеристикам, прежде всего из-за помех.
Настольные микрофоны
Работу и конструктив настольного микрофона рассмотрим на конкретном примере. На рис.7, изображен настольный микрофон ITC-ESCORT T-621.
Рис.7 – Конструктив микрофона, на примере модели ITC-ESCORT T-621
Настольный микрофон ITC-ESCORT T-621 предназначен для подачи речевых объявлений. Включение/отключение микрофона осуществляется кнопкой, размещенной на передней панели корпуса-подставки. При включении микрофона загорается индикатор, размещенный над кнопкой включения, а также светящееся кольцо, размещенное под капсюлем. Включение микрофона сопровождается гонгом (сигналом привлечения внимания). На дне подставки размещается включатель/выключатель, а также уровень громкости гонга. Микрофон может питаться как от адаптера, так и от батареи 9В (типа “Крона”) размещаемой в нижней части подставки под крышкой. Микрофон комплектуется источником питания – адаптером постоянного напряжения ±12В, микрофонным шнуром, дополнительным ветрозащитным чехлом.
Конструктивно микрофон представляет собой набор, состоящий из подставки настольного исполнения, к которой при помощи разъема крепится капсюль, соединенный с “гусиной шеей” и гибким держателем. Защитная сетка обеспечивает первичную защиту капсюля микрофона. В микрофоне применен капсюль электретного типа, обеспечивающий высокую чувствительность и минимальную неравномерность в заявленном частотном диапазоне.
Понимание полярных узоров
Каждый микрофон имеет свою собственную полярную диаграмму направленности, которая может повлиять на обработку звука. Полярная диаграмма направленности описывает, как различные типы микрофонов улавливают звук. Шаблон относится к чувствительности микрофона и уровню звукового давления под любым заданным углом по отношению к его подъезду.
Кардиоидные микрофоны
Кардиоидная диаграмма направленности микрофона, иногда называемая однонаправленной полярной диаграммой, предназначена для приема звуковых волн в том направлении, куда направлен микрофон. Она активно гасит любой источник звука за микрофоном, чтобы помочь с изоляцией. По этой причине кардиоидные микрофоны являются невероятно популярными вокальными микрофонами, так как они помогают контролировать окружающий шум.
Всенаправленные микрофоны
Как следует из названия, микрофоны с всенаправленной полярной диаграммой улавливают звук отовсюду вокруг микрофона, не отменяя окружающий шум.
Двунаправленные микрофоны
Двунаправленная диаграмма направленности микрофона, иногда называемая полярной диаграммой “цифра 8”, принимает источники звука непосредственно перед и позади микрофона. Двунаправленные микрофоны отлично подходят для минимизации нежелательных шумов с любой стороны микрофона и могут стать выбором для записи живой атмосферы, отслеживания подкаста или любой ситуации, когда вам нужно уменьшить нежелательные шумы с боков.
Как работают микрофоны?
Микрофон – это преобразователь или устройство, которое преобразует энергию из одной формы в другую. Микрофон принимает энергию механических волн и преобразует ее в электрическую энергию, позволяя усиливать, изменять и записывать звук.
В студиях звукозаписи используется несколько различных типов микрофонов, поскольку разная конструкция может влиять на то, как микрофон воспринимает звук. Некоторые типы микрофонов, такие как жидкостные или угольные, в значительной степени устарели. Другие типы микрофонов, включая конденсаторные, ленточные и динамические, продолжают доминировать на сцене звукозаписи и сегодня.
Что такое фантомное питание?
Чтобы понять некоторые из лучших микрофонов для захвата вокала или других звуков, важно понимать, что такое фантомное питание. Существуют активные и пассивные типы микрофонов, активные микрофоны требуют дополнительного источника питания через фантомное питание для нормальной работы
Фантомное питание обычно требуется для конденсаторных микрофонов. Конденсаторные микрофоны считаются активными, в то время как динамические и большинство ленточных микрофонов являются пассивными и не нуждаются во внешнем питании. Конденсаторные микрофоны, которым требуется фантомное питание, обычно получают питание через подключенный аудиоинтерфейс или через предусилитель с питанием.
3 основных типа микрофонов
Когда речь идет о записи, существует три основных типа микрофонов: Конденсаторные микрофоны, ленточные микрофоны и динамические микрофоны. Вы можете встретить древние типы микрофонов, такие как угольные, кристаллические, ламповые, двухэлементные или дробовые, но первые три типа являются наиболее распространенными.
Динамические микрофоны
Динамические микрофоны – один из самых прочных и широко распространенных типов микрофонов, используемых сегодня. Динамический микрофон обычно используется во время живых выступлений или при записи жанров с более выразительной подачей вокала, таких как рок или хип-хоп. Обычные примеры динамических микрофонов – Shure SM57 или Sennheiser MD 421-II. Беспроводные микрофоны также обычно являются динамическими микрофонами.
Динамический микрофон, в отличие от других типов микрофонов, может выдержать непреднамеренное падение или основной износ в домашней студии. Они предназначены для улавливания более громких шумов, что делает их отличными для отслеживания барабанов, гитар и т.д., а также вокала. Вы также увидите, что динамические микрофоны обычно являются самыми дешевыми из доступных микрофонов и, как правило, кардиоидными.
Динамические микрофоны иногда называют динамическими микрофонами с подвижной катушкой, ссылаясь на движение проводящей катушки внутри микрофона.
Конденсаторные микрофоны
Конденсаторные микрофоны, иногда называемые конденсаторными, являются мощными микрофонами для записи вокала в студии. Конденсаторный микрофон предназначен для воспроизведения яркого, ровного вокала и имеет меньший уровень захвата низких частот, чем большинство динамических или ленточных микрофонов.
Конденсаторный микрофон требует внешнего источника питания для его правильной зарядки. В большинстве конденсаторных микрофонов заряженная металлическая диафрагма прикреплена к неподвижной металлической пластине. Конденсаторные микрофоны довольно хрупкие и могут быть повреждены от случайного удара. Чтобы сохранить микрофоны в целости и сохранности, их нужно бережно хранить.
Обычно вы можете встретить две категории конденсаторных микрофонов: конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой и конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой. Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой обычно используются для воспроизведения звуков инструментов благодаря отличной высокочастотной характеристике. Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой имеют достаточно округлую частотную характеристику, что делает их хорошо подходящими для стереозаписи вокала.
Многие конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой имеют различные полярные диаграммы направленности, что позволяет настроить микрофон в зависимости от его использования. В большинстве случаев для съемки вокала используется кардиоидная диаграмма направленности.
Ленточные микрофоны
Технически говоря, ленточные микрофоны можно отнести к категории динамических микрофонов. Однако они имеют гораздо более тонкую конструкцию и, как правило, более теплый звук, что дает им право на собственную классификацию. Ленточные микрофоны обычно имеют большую диафрагму и уникальную полярную диаграмму направленности в виде цифры 8.
Эти микрофоны отлично улавливают низкие частоты и имеют естественный откат высоких частот, что делает их одними из самых точных микрофонов для производства музыки. Эти микрофоны действуют довольно похоже на ваши уши и могут легко улавливать окружающий шум в помещении для более органичного звучания.
С этими микрофонами вы получите наиболее естественные звуки, но они чаще всего встречаются в профессиональных студиях звукозаписи из-за своей невероятно деликатной природы.
Микрофон Для Выступлений На Ухо
ОКТАВА
Музыканты группы «Мастер» представляют ламповый студийный микрофон Октава МКЛ-100 Дмитрий Маликов подтверждает качество микрофонов «Октава» На фото Алексей Белов поёт в ламповый студийный микрофон «Октава» МКЛ-5000 Cолист группы «Ария» Артур Беркут поёт в ламповый студийный микрофон «Октава» МКЛ-5000 Тестовые записи сравнения микрофонов Октава с микрофонами других брендов | Хотите выбрать микрофон для студии звукозаписи? Вам нужен чистый и прозрачный звук? Добро пожаловать! Вы находитесь на сайте, посвященном студийным микрофонам «Oktava». Качество этих микрофонов признано во всем мире! За рубежом микрофоны «Oktava» популярны не мене, чем микрофоны фирм: Rode, AKG, Neumann, Shure… |
Несколько советов от профессионала
Прежде всего, при выборе микрофона нужно решить, для чего Вы будете его использовать. Стандартно микрофоны можно разделить на конденсаторные и динамические. Первые лучше подходят для записи голоса за кадром или дубляжа, но они очень чувствительны и требуют соответствующей тишины в помещении
Динамические предназначены, прежде всего, для певцов и собирают меньше звука из окружающей среды.
Ещё одна вещь, на которую стоит обратить внимание при покупке конденсаторного микрофона, когда, например, мы будем записывать рассказ, комментировать игры или записывать вокал с помощью конденсаторного микрофона, – это наличие выхода для наушников, который мы будем использовать для интерактивного прослушивания. Это невероятно полезная вещь, которая облегчает процесс записи
Позволяет исключить многие проблемы или настроить микрофон, чтобы регистрируемый сигнал был чистый.
Стоит помнить, что конденсаторные микрофоны гораздо лучше собирают звук спереди (кардиоидная система). Чем ближе, тем лучше регистрируются низкие частоты. Аналогично, чем дальше Вы от микрофона, тем лучше должны регистрироваться высокие частоты. Чтобы сохранить правильный баланс, нужно записывать на расстоянии около 12-15 см от микрофона. Это знание может быть использовано во время создания различных материалов, например, аудиокниги или дубляж.