Как и зачем сжижают газ: технология производства и сфера использования сжиженного газа

Технологии получения СУГ и СПГ

Чтобы перевести метан из газового состояния в жидкое, его необходимо охладить до -163 °С. А пропан-бутан сжижается уже при -40 ° С. Соответственно технологии и затраты в обоих случаях сильно различаются.

Для сжижения природного газа используются следующие технологии от разных фирм:

В основе всех них лежат процессы компримирования и/или теплового обмена. Операция по сжижению происходит на заводе в несколько этапов, в ходе которых газ постепенно сжимается и охлаждается до температуры перехода в жидкую фазу.

Подготовка газовой смеси

Перед тем как начать сжижать сырой природный газ, из него требуется удалить воду, гелий, водород, азот, соединения серы и другие примеси. Для этого обычно применяют адсорбционную технологию глубокой очистки газовой смеси путем пропускания ее через молекулярные сита.

Затем происходит второй этап подготовки исходного сырья, в ходе которого удаляются тяжелые углеводороды. В итоге в газе остаются лишь этан и метан (либо пропан и бутан) с объемом примесей менее 5%, чтобы уже эту фракцию начать охлаждать и сжижать.

Фракционирование позволяет избавиться от вредных примесей и выделить только основной газ для последующего сжижения. При давлении 1 атм температура перехода в жидкое состояние у метана -163 °С, у этана -88 °С, у пропана -42 °С, а у бутана -0,5 °С.

Как раз эти температурные различия и объясняют причину, зачем разделяют на фракции и только потом сжижают газ, поступающий на завод. Единой технологии сжижения для всех типов газообразных углеводородных соединений не существует. Для каждого из них приходится строить и применять свою технологическую линию.

Основной процесс сжижения

Основой для перевода газ в жидкое состояние служит холодильный цикл, в ходе которого тем или иным хладагентом теплота переносится от среды с низкой температурой к среде с более высокой. Процесс этот многоступенчатый и требует наличия мощных компрессоров для расширения/сжатия теплоносителя и теплообменников.

В качестве хладагента на разных стадиях сжижения применяются:

Например, для первичного охлаждения природного газа на «Ямал-СПГ» Новатэка используется прохладный арктический воздух, который позволяет понизить температуру исходного сырья с минимальными затратами сразу до +10 °С. А в жаркие летние месяцы вместо него предусмотрено использование морской воды из Северного Ледовитого океана, имеющей независимо от времени года на глубине постоянные 3–4 °С.

При этом в качестве конечного хладагента на Ямале применяют азот, получаемый прямо на месте из воздуха. В результате Арктика дает все необходимое для получения СПГ – от исходного природного газа до используемых в процессе сжижения рабочих агентов.

Пропан сжижается по аналогичной с метаном схеме. Только температуры охлаждения ему требуются гораздо менее низкие – минус 42 °С против минус 163 °С. Поэтому сжижение газа для газгольдеров стоит в разы дешевле, однако сам получаемый пропан-бутановый СУГ востребован на рынке меньше.

Транспортировка и хранение

Практически весь объем СПГ перевозится крупногабаритными морскими танкерами-газовозами от одного берега к другому. Транспортировка по суше ограничена необходимостью поддерживать температуру «жидкого голубого топлива» на значениях около -160 °С, иначе метан начинает переходить в газовое состояние и становится взрывоопасным.

Давление в емкости с СПГ близко к атмосферному. Однако, если температура жидкого метана поднимется выше -160 °С, то он начнет превращаться из жидкости в газ. В результате давление в емкости начнет повышаться, что представляет серьезную опасность. Поэтому танкеры для перевозки СПГ оборудуются установками поддержания низких температур и мощным слоем теплоизолятора.

СУГ регазифицируется в газ прямо в газгольдере. А регазификация СПГ производится на специальных промышленных установках без доступа кислорода. По физике жидкий метан при положительной температуре постепенно превращается в газ. Однако если это будет происходить прямо на воздухе вне специальных условий, то такой процесс приведет к взрыву.

После того, как природный газ в виде СПГ сжижают на заводе, его перевозят, а потом опять на заводе (только регазификационном) превращают обратно в газообразное состояние для дальнейшего применения.

Доставка пропан-бутана в Ярославле и области

Наша компания занимается установкой газгольдеров и поставляет пропан-бутан высокого качества. Горючий взрывоопасный энергоресурс перевозят на газовозах, оборудованных цифровыми счетчиками, позволяющими точно контролировать процесс слива и фиксировать объем слитого топлива. Автопарк регулярно пополняется новыми единицами техники, каждая из которых проходит своевременный техосмотр.

Мы предлагаем следующие услуги:

Физические и юридические лица всегда могут обратиться к услугам компании Газоснаб. Здесь можно рассчитывать не только на качественную установку резервуара, но и на следующие гарантии:

  • оперативная доставка любого количества газа;
  • высокое качество пропан-бутана, подтвержденное документами;
  • заполнение газовых емкостей с соблюдением всех норм техники безопасности;
  • техническое обслуживание локальных газохранилищ любой конфигурации;
  • бесперебойность доставки и соблюдение сроков;
  • доступность цен;
  • акции, скидки и специальные предложения на установку и обслуживание оборудования.

Фиксированные цены на услуги

  • Благодаря прямому сотрудничеству с производителями, наши клиенты всегда получают этот топливный ресурс по низким ценам.
  • Конечная стоимость услуги напрямую зависит от сезонных ценовых изменений.
  • Баллоны с топливом реализуются по ценам, рекомендованным государством.

Заправка резервуаров в компании Газоснаб

  • Использование современных газовозов для транспортировки на участок заказчика.
  • В технологическом отсеке автоцистерн находятся необходимые для заправки инструменты – измерительная техника, заправочные краны и все остальное.
  • Контроль залива с помощью специального блока, который позволяет видеть, сколько энергоресурса сливается в резервуар. Датчики давления позволяют отследить качество привезенного топлива – у пропана этот показатель более высокий, поэтому, чем выше давление смеси, тем лучше ее качество.
  • Длинный заправочный шланг, который позволяет производить залив издалека.
  • Информация о количестве слитого топлива передается диспетчеру. При подключении заказчика к этой системе, он также получит возможность производить контроль процесса.

Нуждаетесь в газификации дома в Ярославле?

Магистральная газификация широко пролегла по региону, однако отопление газом до сих пор остается популярным. Благодаря своей экономичности и доступности оно используется:

  • в коттеджах;
  • садах и огородах;
  • предприятиях;
  • походах;

одним словом – везде, где нет центральной магистрали, или есть желание использовать энергоресурс более экономно. Мы обеспечим автономным газоснабжением любой объект!

Почему они сжижают природный газ?

Голубое топливо добывается из недр Земли в виде смеси метана, этана, пропана, бутана, гелия, азота, сероводорода и других газов, а также их различных производных.

Некоторые из них используются в химической промышленности, другие сжигаются в котлах или турбинах для выработки тепла и электроэнергии. Кроме того, некоторое количество добытого материала используется в качестве топлива для газовых двигателей.

Расчеты газовиков показывают, что если голубое топливо нужно доставлять на расстояние 2500 км и более, то в сжиженном виде это зачастую выгоднее, чем по трубопроводу

Основная причина сжижения природного газа – облегчить его транспортировку на большие расстояния. Если потребитель и скважина для добычи газового топлива расположены на суше вплотную друг к другу, между ними проще и выгоднее проложить трубу. Но в некоторых случаях строительство трассы обходится слишком дорого и проблематично из-за географических нюансов. Поэтому они прибегают к различным технологиям для получения СПГ или СУГ в жидкой форме.

Экономика и безопасность транспорта

После сжижения газа он уже перекачивается в жидком виде в подходящие контейнеры для транспортировки морем, речным, автомобильным и / или железнодорожным транспортом. В то же время сжижение технологически довольно дорого с энергетической точки зрения процесса.

На некоторых заводах для этого требуется до 25% от начального объема топлива. То есть для выработки энергии, необходимой для технологии, необходимо сжигать до 1 тонны СПГ на каждые три тонны его в готовом виде. Но сейчас большой спрос на природный газ, все окупается.

Сжиженный метан (пропан-бутан) занимает объем в 500-600 раз меньше газообразного

Пока природный газ находится в жидком состоянии, он негорючий и невзрывоопасный. Только после испарения в процессе регазификации полученная газовая смесь пригодна для сжигания в котлах и плитах. Следовательно, если в качестве углеводородного топлива используется СПГ или СНГ, их необходимо регазифицировать.

Использование в различных сферах

Чаще всего термины «сжиженный газ» и «сжиженный газ» упоминаются в контексте транспортировки углеводородного энергоносителя. То есть сначала извлекается голубое топливо, а затем его конвертируют в СУГ или СПГ. Затем полученная жидкость транспортируется, а затем возвращается в газообразное состояние для того или иного применения.

LPG (сжиженный нефтяной газ) составляет 95% или более смеси пропана и бутана, а LNG (сжиженный природный газ) составляет 85-95% метана. Это похожие и в то же время принципиально разные виды топлива

СУГ из пропан-бутана в основном используется как:

  • топливо для газовых двигателей;
  • топливо для перекачки автономных систем отопления в газометры;
  • жидкости для заправки зажигалок и газовых баллонов емкостью от 200 мл до 50 литров.

СПГ обычно производится исключительно для дальних перевозок. При наличии достаточной емкости для хранения сжиженного нефтяного газа, выдерживающей давление в несколько атмосфер, необходимы специальные криогенные резервуары для сжиженного метана.

Оборудование для хранения СПГ является высокотехнологичным и занимает много места. В легковых автомобилях такое топливо использовать невыгодно из-за дороговизны баллонов. Грузовики на СПГ в виде единичных опытных образцов уже находятся на дорогах, но в сегменте легковых автомобилей это «жидкое» топливо вряд ли найдет широкое применение в обозримом будущем.

Сжиженный метан в качестве топлива сейчас все чаще используется в эксплуатации:

  • железнодорожные локомотивы;
  • морские корабли;
  • речной транспорт.

Помимо использования в качестве энергоносителя, СНГ и СПГ также используются непосредственно в жидкой форме на газовых и нефтехимических заводах. Из них делают различные пластмассы и другие материалы на углеводородной основе.

Как сжижают природный газ – особенности процесса

Главными целями в производстве сжиженного продукта являются:

  • получение конечного продукта как товарной единицы;
  • выделение бутановой, пропановой, этановой газовой фракции;
  • выделение гелия.

Фракционирование происходит в условиях пониженных температур (до -168°C). Данные условия приводят к уменьшении плотности сжиженного природного газа по сравнению с обычным в 600 раз. Ориентировочно, согласно данным электронного журнала Neftegaz.ru №12 от 2018 года, путем охлаждения можно сжать 1380 м3 природного газа до 1000 кг СПГ. Таковы примерные соотношения сжиженного газа к природному.

На производстве сжижение газа осуществляется по многоступенчатой технологии. Переход с одной ступени на другую характеризуется сжатием потока в 12 раз, до тех пор, пока не поменяется агрегатное состояние потока. Недостатком данного способа считаются энергетические потери, достигающие на выходе 25%.

На сегодняшний день разработаны две технологии получения СПГ:

  • компримирование;
  • технология, основанная на теплообменных процессах.

В первом случае протекает процесс конденсации с неизменным давлением, что негативно сказывается на энергоемкости в целом. Во втором варианте поток охлаждается с последующим резким дросселированием до нужных температурных параметров, однако после первого этапа степень сжижения газа составляет всего 4%. Выходом из ситуации является использование каскадных технологий, увеличивающих эффективность охлаждения до 100%.

Особое внимание в производстве СПГ необходимо уделять качественному теплообменному и изоляционную оборудованию, поскольку оно определяет возможность возникновения дополнительных расходов мощности. Так, при перепаде температуры внутри реактора или теплообменника на 1°C при проходе через него 100 000 м3 газовой смеси, затраты на сжатие по мощности увеличиваются на 5 кВт. Существует семь действующих вариантов технологий сжижения газовой смеси:

Существует семь действующих вариантов технологий сжижения газовой смеси:

  • для крупнотоннажного производства СПГ в 82% выбирают техпроцессы компании Air Products: AP-SMR, AP-C3MR, AP-X.
  • на втором месте стоит технология под названием Optimized Cascade, все права на которую принадлежат компании ConocoPhillips;
  • третье место занимают малогабаритные GTL-установки, предназначенные для использования в закрытых промышленных помещениях;
  • отдельные установочные единицы в производстве СПГ в мире находят широкое применение в циклах синтеза газомоторного топлива.

Для обеспечения доступности газовых месторождений (касается шельфовой добычи), в эксплуатацию были введены специальные морские суда,а также плавательные платформы (разработка компании Shell) укомплектованные холодильным оборудованием – по сути, сжижение происходит по механизму in siutu.

Сделать однозначный вывод об эффективности работы каждой не представляется возможным, поскольку зависит и определяется только обстоятельствами. Однако, если брать в расчет единичный завод по производству СПГ в России, то комплектация его такова:

  • оборудование для подготовки исходных веществ, в частности, система очистки газа;
  • оборудование для основного цикла процесса;
  • линии оборотной воды, конденсата, технологического пара;
  • герметичные резервуары, предназначенные для хранения жидкости, криоцистерного типа (сосуд Дуара);
  • оборудование для загрузки транспортировки СПГ без потерь на испарение;
  • транспортировочные танкеры и иные средства перевозки;
  • установки бесперебойной подачи электроэнергии и холодной воды в качестве хладагента.

Согласно источнику газеты Neftegaz.ru №12, в последнее время наибольшее внимание стало уделяться технологии, экономящей до 50% затрат энергии на получение целевого продукта. Она основана на использовании собственной энергии (потенциальной) сжиженного газа и естественном охлаждении потока при уменьшении давления в магистральном трубопроводе до отметки потребительского давления (ориентировочно с 6 МПа до 1,2 МПа)

От сжигания до признания

Исторически сложилось, что потенциал газа как источника энергии был недооценен в нашей стране. Не видя экономически обоснованных сфер применения, нефтепромышленники старались избавиться от легких фракций углеводородов, сжигали их без пользы. В 1946 году выделение газовой промышленности в самостоятельную отрасль революционно изменило ситуацию. Объём добычи этого типа углеводородов резко увеличился, как и соотношение в топливном балансе России.

Когда ученые и инженеры научились сжижать газы, стало возможным строить газосжижающие предприятия и доставлять голубое топливо в отдаленные районы, не оборудованные газопроводом, и использовать в каждом доме, в качестве автомобильного топлива, на производстве, а также экспортировать его за твердую валюту.

Как же рассчитать

Если вы хотите сами рассчитать, то это в принципе сделать несложно. Вы можете по формулам, которые мы показали, сами просчитать стоимость сжиженного газа и природного газа, и для себя понять разницу. Но если вам не хочется этого делать, можете воспользоваться нашими данными. Мы уже неоднократно это делали, неоднократно просчитали. У нас на канале есть даже видео, и есть отдельная статья, где мы сравниваем разные виды топлива: и дрова, и дизель, и сжиженный газ, и природный газ. Там всё очень подробно рассказано. Заходите, смотрите, изучайте.

Для тех, кто не хочет не считать, не смотреть видео, то просто воспользуйтесь моим советом. Мы уже неоднократно считали сами. Стоимость природного газа где-то примерно в два раза дешевле, чем стоимость отопления на сжиженном газе. Поэтому, если у вас есть возможность подключить природный газ недорого, обязательно его подключайте. Это будет для вас самое выгодное, что может быть на сегодняшний день.

Приведу пример, для отопления дома площадью в 100-150 квадратов сжиженный газом вам потребуется финансов, примерно, 1500-2000 рублей в месяц, это в отопительный сезон зимой. Соответственно, сжиженного газа вам понадобится где-то на 3000-4000 рублей. Поэтому, если у вас есть возможность подключить природный газ, подключайте природный. Но если такой возможности нет, подключайте сжиженный. Ничего страшного в этом нет.

Основные зоны завода по производству СПГ:

1. Модули переработки СПГ: природный газ поступает из трубопровода первой линии, в технологические цепочки из PAU где будут удален азот, диоксид углерода, вода, сероводород, ртуть и любых другие примеси. Газ затем охлаждают до -161 градусов по Цельсию.

2. Емкости для хранения: получившийся конденсат — СПГ, закачивается в резервуары для хранения. В процессе хранения СПГ испаряется. Требуется постоянная работа компрессоров чтобы сохранять СПГ в жидком виде. СПГ должен постоянно циркулировать, чтобы не произошло расслоения жидкости по температурным слоям. У таких слоев кроме температуры у будет разная плотность, что приведет к смещению центра тяжести всей конструкции.

3. Загрузочные линии: СПГ транспортируется по трубам из складских резервуаров на причал и оттуда поступает в танкер СПГ. Эти линии должны быть изолированы, чтобы сохранить агрегатное состояние СПГ. СПГ находится в этих линиях постоянно, и так же непрерывно циркулирует.

4. Морской терминал: причал должен быть способен принимать СПГ танкеры. Буксиры будут маневрировать рядом с газовозом и позиционировать его пока носитель СПГ не будет зафиксирован у причала.

5. Двор: Объект должен быть подключено наземной транспортной инфрастуктуре —  жд и/или автомобильным дорогам. Они используются для отгрузки побочных нефтехимических продуктов накапливающихся в отдельных резервуарах в процессе очистки природного газа от примесей (сера, ртуть, инертные газы, углекислота и т.д.). Они хранятся в отдельных резервурах на производственной площадке, а затем транспортируются к потребителям с помощью жд или грузового транспорта.

6. Водопоготовка: Объект нуждается в воде для использования в холодильных контурах и для иных целей. Вода должна обрабатываться и очищаться при необходимости перед использованием. Чтобы уменьшить потребности объекта в воде — применяются замкнутые циклы. Частично вода выпаривается в процессах охлаждения.  Вода, которая не испаряется, наряду с любыми другими стоками отправляется на станции очистки.

7. Факелы: Два факела выступают в качестве предохранительных устройств — это общая черта всех СПГ объектов. В случае выхода из строя холодильного оборудования газ будет постепенно регазифицироваться, следовательно давление  в резервуарах и трубах начнет расти. Чтобы не произошло инцидента необходимо снизить давление. Выкинуть метан в атмосферу недопустимо, поскольку это парниковый газ. Но его можно сжечь, получив на выходе воду и углекислоту. Факелы всегда находятся в верхних точках газопроводных систем.

8. Линии пожаротушения: в виду удалённости объектов по производству СПГ от крупных населенных пунктов и от цивилизации вообще, в случае инцидента осуществлять оперативные мероприятия придется персоналу станции. В связи с этим системы пожаротушению монтируются заранее, на некотором удалении от основных производственных объектов. Необходимы запасы воды в отдельных резервуарах, запасы пенообразователей, автономные источники энергии, помпы и насосы.

СПГ и инвестиции

Высокая металлоемкость, сложность технологического процесса, необходимость  серьезных капитальных вложений, а так же длительность всех процессов связанных с созданием инфраструктурных объектов такого рода: обоснование инвестиций, тендерные процедуры, привлечение заемных средств и инвесторов, проектирование и строительство, которое обычно сопряжено с серьёзными логистическими трудностями, — создают препятствия для роста производства в этой сфере.

В некоторых случаях мобильные установки по сжижению могут быть неплохим вариантом. Однако их пиковая производительность весьма скромна, а энергозатратность на единицу газа выше чем у стационарных решений. Кроме того химический состав самого газа может стать непреодолимым препятствием.

Чтобы снизить риски и обеспечить возврат вложенных средств разрабатывают планы по эксплуатации установок на 20 лет вперед. А решение о разработке месторождения часто зависит от того способен ли данный участок поставлять газ в течении длительного промежутка времени.

Заводы разрабатываются под конкретную площадку и технические условия, определяемые во многом составом поступающего газового сырья. Сам завод организован по принципу черного ящика. На входе сырье, на выходе продукты, что требует минимального участия персонала в процессе.

Состав оборудования площадки, его колличество, мощность, последовательность процедур которые требуются для подготовки газовой смеси к сжижению разрабатываются для каждой конкретного завода в соответствии с требованиями Заказачика и потребителей продукции.

Применение СПГ в котельной

На рис. 3 представлен общий вид производственно-отопительной котельной, работающей на СПГ.

Система приема, хранения и регазификации размещается на открытой площадке и функционирует следующим образом: сжиженный природный газ доставляется в криогенных цистернах железнодорожным транспортом и переливается в стационарный резервуар системы хранения по криогенному трубопроводу за счет перепада давления. Из резервуара СПГ подается в атмосферные испарители, где происходит газификация и подогрев природного газа. Температура газа после испарителей на 3-5 ОС ниже температуры окружающей среды. В холодное время года природный газ дополнительно подогревается при помощи электроподогревателей. Температура газа на выходе из подогревателей автоматически поддерживается в диапазоне от -10 до 0 ОС. Подогрев осуществляют как прямым, так и непрямым способом. В первом случае горячий теплоноситель отдает тепло газу, во втором – промежуточный теплоноситель (обогревается горячим источником) нагревает газ. Чаще всего, горячим теплоносителем выступает вода, а промежуточным – газ пропан. Далее газ поступает на газорегуляторный пункт, где в автоматическом режиме редуцируется до рабочего давления горелок. Подготовленный газ по внутренней трубопроводной сети подводится к газопотребляющему оборудованию.

Возможности системы хранения, приема и регазификации позволяют обеспечить длительное хранение и выдачу СПГ потребителю, при этом давление газа в системе хранения поддерживается автоматически. Вся система обеспечена приборами визуального и дистанционного контроля давления и уровня, а также предохранительными устройствами, обеспечивающими ее безопасную эксплуатацию.

Основные показатели котельных при применении различных видов топлива и сравнение эффективности использования СПГ, выполненное для условий Северо-Западного региона, представлены в таблице (цены 2010 г.).

ХарактеристикаТопливо
СПГМазут

М100

Каменный

уголь

Дизельное

топливо

ДТ-ЕВРО-4

Низшая теплота сгорания, МДж/кг48,441,325,042,2
Среднее значение КПД котельных, %92806089
Удельный расход топлива, кг/Гкал95132476110
Отпускная цена топлива, руб./т1550013500400024000
Стоимость производства единицы тепловой энергии (топливная составляющая), руб./Гкал1465177619052649

СПГ обладает наивысшей теплотой сгорания, наивысшим значением КПД котельных установок, средней стоимостью и позволяет получать тепловую энергию дешевле, чем при использовании альтернативных энергоносителей, таких как мазут, уголь, дизельное топливо.

С 1996 г на территории ЛПДС «Красный бор» (Ленинградская область) действует первая в России котельная, переведенная на СПГ В состав системы газификации СПГ котельной входит следующее типовое оборудование: компактная система хранения и выдачи СПГ БСХП-25/0,6; атмосферные испарители ИА-65; газорегуляторный пункт ПШГР Мощность котельной – 4 Гкал. Вместимость резервуара СПГ – до 25 м3 (15000 нм3 ПГ). Давление в хранилище – до 0,6 МПа. Производительность по газу: номинальная – 100 нм3/ч, максимальная – 270 нм3/ч. Расход СПГ при номинальной производительности – 4 м3/сут.

Зачем сжижают природный газ?

Из недр земли голубое топливо добывается в виде смеси из метана, этана, пропана, бутана, гелия, азота, сероводорода и других газов, а также различных их производных.

Часть из них применяется в химической промышленности, а часть сжигается в котлах или турбинах для генерации тепловой и электрической энергии. Плюс некоторый объем добытого используется в качестве газомоторного горючего.

Расчеты газовиков показывают, что если голубое топливо надо доставить на расстояние в 2500 км и больше, то в сжиженном виде зачастую делать это выгодней, нежели трубопроводным способом

Основная причина сжижения природного газа – упрощение его перевозки на дальние расстояния. Если потребитель и скважина добычи газового топлива находятся на суше недалеко друг от друга, то проще и выгодней проложить между ними трубу. Но в ряде случаев магистраль строить выходит слишком дорого и проблематично из-за географических нюансов. Поэтому и прибегают к различным технологиям получения СПГ либо СУГ в жидком виде.

Экономика и безопасность перевозок

После того как газ сжижен, он уже в виде жидкости закачивается в специальные емкости для перевозки морским, речным, автомобильным и/или железнодорожным транспортом. При этом технологически сжижение является достаточно затратным с энергетической точки зрения процессом.

На разных заводах на это уходит до 25% от исходного объема топлива. То есть для выработки нужной по технологии энергии приходиться сжигать до 1 тонны СПГ на каждые его три тонны в готовом виде. Но природный газ сейчас сильно востребован, все окупается.

В сжиженном виде метан (пропан-бутан) занимает в 500–600 раз меньший объем, нежели в газообразном состоянии

Пока природный газ находится в состоянии жидкости, он не горюч и взрывобезопасен. Только после испарения в ходе регазификации, полученная газовая смесь оказывается пригодна для сжигания в котлах и варочных плитах. Поэтому, если СПГ или СУГ используются как углеводородное топливо, то их обязательно приходится регазифицировать.

Использование в различных сферах

Чаще всего термины «сжиженный газ» и «сжижение газа» упоминаются в контексте перевозки углеводородного энергоносителя. То есть сначала происходит добыча голубого топлива, а потом его преобразование в СУГ или СПГ. Дальше полученную жидкость перевозят и после вновь возвращают в газообразное состояние для того или иного применения.

СУГ (сжиженный углеводородный газ) на 95% и более состоит из пропан-бутановой смеси, а СПГ (сжиженный природный газ) на 85–95% из метана. Это схожие и одновременно кардинально разные виды топлива

СУГ из пропан-бутана в основном используют в качестве:

  • газомоторного топлива;
  • горючего для закачки в газгольдеры автономных систем отопления;
  • жидкостей для заправки зажигалок и газовых баллонов емкостью от 200 мл до 50 л.

СПГ обычно производят исключительно для перевозки на дальние расстояния. Если для хранения СУГ достаточно емкости, способной выдержать давление в несколько атмосфер, то для сжиженного метана требуются специальные криогенные резервуары.

Оборудование для хранения СПГ отличается высокой технологичностью и занимает много места. Использовать такое топливо в легковых автомобилях не выгодно из-за дороговизны баллонов. Грузовики на СПГ в виде единичных экспериментальных моделей уже по дорогам ездят, но в сегменте легковушек это «жидкое» горючее вряд ли в ближайшем будущем найдет себе широкое применение.

Сжиженный метан как топливо сейчас все чаще используется при эксплуатации:

  • железнодорожных тепловозов;
  • морских судов;
  • речного транспорта.

Помимо использования в качестве энергоносителя LPG и LNG также применяются непосредственно в жидком виде на газо-нефтехимических заводах. Из них делают различные пластмассы и иные материалы на углеводородной основе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий