Точечный экспозамер
Точечный замер оценивает свет только вокруг вашей точки фокусировки, игнорируя все остальное. Он оценивает отдельную зону и рассчитывает экспозицию на основе этой единственной области, и ничего больше.
Точечный экспозамер
Я лично использую этот режим для фотографирования птиц. Поскольку птицы занимают небольшую область кадра, мне нужно быть уверенным, что я правильно их запечатлею на ярком фоне.
Количество света оценивается там, где размещается точка фокусировки. Поэтому можно получить точную экспозицию на птице, даже когда она находится в углу кадра.
Кроме того, если вы снимали человека с солнцем позади, но он занимал небольшую часть кадра, лучше использовать режим точечного замера.
Для таких кадров лучше использовать режим точечного экспозамера
Когда ваши объекты не занимают много места, использование матричного или центрально-взвешенного режимов замера приведет к получению силуэта, если объект будет освещен сзади. Точечный замер отлично подходит для объектов с подсветкой позади них.
Еще один хороший пример использования точечного замера — фотографирование Луны. Поскольку она занимает небольшую часть кадра, а небо вокруг нее полностью темное, лучше всего использовать точечный замер. Таким образом, мы замеряем только яркость света, исходящего от луны, и ничего больше.
Некоторые профессиональные фотокамеры способны измерять несколько точек, что в позволяет выбрать несколько точек для измерения освещенности и получить среднее значение для хорошей экспозиции.
Как менять режимы экспозамера
Режимы экспозамера на камерах меняются не одинаково. Экспозамер в фотоаппарате варьируется не только от производителя к производителю, но и от модели к модели.
Например, на Nikon D5500 это делается через настройку меню (кнопка «Информация»). На профессиональных камерах, таких как Nikon D810 и Nikon D5, на верхнем левом колесе есть отдельная кнопка для экспонометра камеры.
Изменение режимов экспозамера на камерах Canon также варьируется от модели к модели. Но обычно это делается с помощью кнопки «Установить» в меню камеры или специальной кнопки, расположенной рядом с верхним ЖК-дисплеем.
Фоточайник
Tweet
55mm, f/5.6, 1/10s, 0.00eV, ISO200 55mm, f/5.6, 1/80s, 0.00eV, ISO3200
Что такое ISO? Наверно многие начинающие фотографы — любители слышали, а возможно представляют, что означает эта аббревиатура. Но сегодня мы поговорим, на что влияет, какой вклад вносит в последующий снимок этот параметр.
ISO (International Standarts Organization), переводится как Организация Международной Стандартизации, ГОСТ, если по- нашему. Она отвечает за многие стандарты ISO в различных областях. В нашем случае, в фотоаппарате принят стандарт чувствительности ISO. Зачастую, ISO в фотоаппаратах начинается со 100 единиц (есть 50 и 80) и к увеличению удваивается:100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800, 25600, 51200, 102400.
Как влияет ISO на экспозицию. Светочувствительность ISO является составляющей трех параметров, влияет на экспозицию и неразрывно связана с выдержкой и правильной настройкой диафрагмы. Она меняет экспозицию при изменении чувствительности сенсора. Другими словами при изменении шага ISO в 2 раза, экспозиция будет меняться на ступень. При уменьшении ISO- уменьшается воздействие света на сенсор фотоаппарата, уменьшается экспозиция. При увеличении – увеличивается воздействие света на сенсор, экспозиция увеличивается.
Каждый из всех трех параметров независимо влияет на экспозицию фотографии, но есть некоторые нюансы использования высоких значений ISO.
Влияние ISO на качество фотографии. При увеличении ISO ухудшается качество снимка, пропадают детали, появляется цифровой шум. Зато вы можете снять сюжет с рук без смаза, при недостатке света.
Практически все программы — редакторы могут убирать цифровой шум на фотографии посредством сглаживания текстур, за это приходится платить детализацией, так что используйте осторожно эти инструменты. Камеры с большим сенсором получают больше света, поэтому менее шумные
Но благодаря прогрессу нынешние сенсоры практически уравнялись по возможностям. Тем не менее, у каждой камеры свой порог максимально допустимой чувствительности, который можно использовать без ухудшения качества
Камеры с большим сенсором получают больше света, поэтому менее шумные. Но благодаря прогрессу нынешние сенсоры практически уравнялись по возможностям. Тем не менее, у каждой камеры свой порог максимально допустимой чувствительности, который можно использовать без ухудшения качества.
Увеличение экспозиции в программе — редакторе влечет за собой увеличение шума, равносильно увеличению ISO. Чтобы избежать недодержки, контролируйте экспозицию.
В каких случаях используют разные ISO.100 единиц ISO используют для сьемки при дневном освещении на улице, снимки будут наилучшего качества. Нет никакого смысла использовать при дневном свете ISO 800 или даже 1600, снимки получатся шумными.
ISO от 200 до 400 следует использовать в тени или в помещении, когда освещения достаточно. 400- 800 используют в основном в помещении со вспышкой для лучшей проработки фона.
Диапазон 800- 1600 используют преимущественно репортажные фотографы, т.к. события разворачиваются при низком освещении, а пользоваться вспышкой нецелесообразно или запрещается.
1600- 3200 также используют репортажники и событийные фотографы на концертах и других мероприятиях, когда условия не позволяют использовать штатив. Не советуем увлекаться диапазоном.
ISO 3200 и выше, вплоть до 102400 единиц используют в редких случаях, когда нельзя упустить момент, а освещение экстремально низкое или совсем отсутствует. Естественно качество таких фото ниже среднего.
Далее по теме:
- Вопросы и ответы для начинающих фотографов Один мегапиксель состоит из миллиона пикселей. Детализация изображения, напрямую зависит от количества пикселей. В теории, чем больше в камере
- Макросьемка: полезные советы для начинающих Макросъёмка — не менее увлекательный процесс, чем другие жанры фотографии. Стоит только попробовать, и возможно, макросъёмка станет вашим
- Как делать ЧБ фотографии Доброго времени суток. Когда я случайно увидел на одном авторитетном фото форуме вопрос «…Господа!!! Кто скажет как на Canon D500 включить
- Экспозиция в фотографи и как ее правильно использовать Перво-наперво, начинающему фотографу следует знать, что такое экспозиция. Экспозиция представляет собой количественный показатель света,
Смотрите так же:
Какие снимки очень часто забывают сделать начинающие фотографы на первых свадьбах
№ 1 В МИРЕ ФОТОГРАФИИ
Как следует правильно снимать людей. Рекомендации начинающим фотографам
Создание портрета в интерьере без использования фотовспышки
Рабочее ISO
Рабочее ISO – весьма относительный параметр. Он определяет лучшее значение светочувствительности камеры, при котором снимки получаются нормального качества. Каждый фотограф сам для себя определяет рабочее ИСО, поэтому он данный параметр называется относительным. Редко для двух разных фотографов будет рабочее ISO одинаковым.
Зависит это значение от физического размера матрицы, и если у Вас простая мыльница, то не стоит ждать хорошего качества фотографий при значении ISO 800. На профессиональных зеркальных камерах даже на значении ISO 6400 можно получить снимки без сильных шумов.
Почему нельзя использовать функцию Auto ISO
AUTO ISO это встроенная в фотоаппарат функция автоматического подбора ИСО в зависимости от освещенности.
Проблема этой функции в том, что фотоаппарат всегда стремится поднять ИСО повыше.
Это не страшно, если вы снимаете на хорошую полупрофессиональную или профессиональную камеру, поскольку нет большой разницы между 200ИСО и 800ИСО по уровню шума.
В случае съемки на недорогую модель, подобное повышение ИСО приведет к появлению большого количества шума, что уничтожит кадр.
Инженеры, создавая фотоаппарат, вкладывают задачу обеспечения четкого и правильно экспонированного снимка. Шум же вторичен.
Тот факт, что шум может убить фотографию, мало кого смущает в данном случае.
В свое время я испортил много количество кадров сильным цифровым шумом, который присутствовал на любом снимке, снятом в условиях плохого освещения.
Речь не идет о съемке в сумерках, это мог быть обычный затянутый пасмурный осенний день.
Я долго грешил на несовершенство своего Кенона, прежде чем осознал, что фотоаппарат устанавливает высокое ISO из-за функции AUTO ISO. ISO не опускалось ниже 400, чаще же стояло 800, что и обеспечивало изрядный шум.
Запомните, автоматический подбор ISO это не ваш выбор. Эта функция не нужна начинающему.
Если вы желаете получать хорошие фотографии, то учитесь самостоятельно оперировать величиной ISO.
Вспомните, какие режимы фотоаппарата используют Auto ISO?
Верно, вся “зеленая зона” и часть полуавтоматических, вроде TAv.
Вывод?
Как экспонировать фотографии идеально
Это просто.
Я выставляю экспозицию с учетом нужной глубины резкости или выдержки. После чего фотографирую и проверяю по гистограмме наличие выбитых областей тона.
Если я вижу по гистограмме ошибку экспозиции, то вношу коррекцию и фотографирую повторно. Честно говоря, я забыл, когда видел на компьютере проваленные в темноту или выжженные в белый цвет снимки.
Но, насыщенного белого цвета на фотографии не будет. Белое платье будет серым. Белый цветок будет серым. И это неявная ошибка экспонирования.
По насыщенности белого цвета можно сразу, насколько фотограф опытен. Большая часть предпочитает доводить до насыщенного белого в процессе обработки, не догадываясь, что чистый белый тон можно получить из фотоаппарата.
Знаете в чем проблема?
В том, что в любом автоматическом и полуавтоматическом режиме фотокамера считает, что белое это 18% серого.
Фраза звучит сложно и непонятно, чтобы разъяснить ее полностью, нужно залезть в технические дебри процесса фиксации изображения и промера экспозиции, что мы с вами делать не будем.
Просто запомните. Без дополнительных настроек фотоаппарат будет считать белый цвет серым.
Соответственно, вы не получите на снимках ни белой рубашки, ни белого чистого снега, ни белоснежного платья невесты. Все белое будет серым.
Дополнительные режимы
Некоторые режимы специфичны для фотоаппаратов определённой марки, или даже для конкретных моделей. Вот некоторые из них.
Выдержка от руки
B (Bulb). Этот режим необходимо выбирать на некоторых фотоаппаратах Canon и Pentax, чтобы получить выдержку длиннее 30 с. В режиме Bulb затвор камеры остаётся открытым столько времени, сколько нажата кнопка спуска. Обычно в таких ситуациях используют спусковой тросик или пульт дистанционного спуска. В фотоаппаратах Nikon выдержка от руки доступна в ручном режиме (M).
Приоритет выдержки и диафрагмы
TAv. Встречается в аппаратах Pentax. В этом режиме фотограф лично устанавливает выдержку и диафрагму, а камера регулирует экспозицию, изменяя чувствительность ISO. Режим с сомнительной полезностью. Кстати, в Никонах подобный трюк возможен в режиме M при включенном Auto ISO.
Гибкий режим
Fv (Flexible value). Замечен на беззеркальных фотоаппаратах Canon. Режим Fv представляет собой несколько усовершенствованный программный режим. В сущности, он работает также как и режим P, но позволяет при необходимости вручную устанавливать нужные значения выдержки, диафрагмы и ISO.
Синхронизация со вспышкой
X. Только в аппаратах Pentax. По сути – это режим приоритета выдержки, в котором выдержка фиксирована и соответствует выдержке синхронизации со вспышкой (обычно 1/200 или 1/250 с). Очевидно, у Pentax слишком много свободного места на диске выбора режимов, раз выдержке синхронизации отвели отдельный режим.
Приоритет глубины резкости
A-DEP. Присутствует на любительских моделях Canon. Что-то вроде приоритета диафрагмы, но диафрагму выбирает не фотограф, а камера, таким образом, чтобы в зону глубины резкости попали все объекты, охваченные датчиками автофокуса. Дистанцию фокусировки также выбирает камера. Режим, видимо, создавался для тех, кто сам не знает, какая им нужна глубина резкости и где должен быть фокус.
Режим справки
GUIDE. Является отличительной чертой младших моделей Nikon. Якобы призван облегчить обучение азам фотосъёмки, но в реальности замедляет съёмку настолько, что всё интересное давно закончится, прежде чем вы дочитаете очередной совет до конца.
Творческий авторежим
CA. Имеется в аппаратах Canon и представляет собой нечто среднее между полностью автоматическим и программным режимами. Близок к режиму GUIDE у Nikon. Режим CA даёт пользователю несколько большую свободу, чем зелёный режим, но большинство функций всё равно остаются заблокированными.
Видео
VIDEO. В некоторых фотоаппаратах видеосъёмка вынесена в отдельный режим. Что ж? Вполне разумное решение.
***
Существует множество других режимов, но они недостаточно распространены, чтобы представлять интерес для широкой публики. Если на вашей фотокамере присутствует пиктограмма, смысл которой для вас не ясен, для удовлетворения вашего любопытства обратитесь к инструкции.
Спасибо за внимание!
Василий А.
Чувствительность ISO – что это?
Еще во времена пленочной фотографии кто-то вспомнит, как подбирали пленку для съемки в помещении и для съемки на улице. Основным критерием выбора была светочувствительность пленки. Пленка чувствительностью 200 подходила для съемки на улице, при хорошем освещении. А вот для квартиры нужна была пленка чувствительностью 400.
Говоря простым языком, ISO – это уровень чувствительности камеры к освещению. Чем меньше значение ISO, тем менее чувствительна камера к свету, а чем больше значение ISO, тем больше чувствительность камеры. За изменение чувствительности камеры, отвечает сенсор (то есть сама матрица фотоаппарата). Это самая главная и дорогая часть в камере, которая собирает свет и превращает его в изображение. На высоких значениях ISO мы можем снять изображение в условиях низкой освещенности, без использования вспышки. Но, в зависимости от уровня камеры, получим шумы (зерно на изображении).
Для наглядности посмотрите на изображение ниже:
Следовательно, на высоких значениях ISO 25600 очень заметен шум.
Значения ISO в современных камерах: 50 , 100 , 125 , 160 , 200 , 250, 320 , 400 , 500, 640, 800 , 1000, 1250, 1600 , 2000, 2500, 3200 , 4000, 5000, 6400 , 8000, 10000, 12800, 16000, 20000, 25600
Основы экспозиции
В фотографии есть основы, без знания которых, невозможно научиться делать качественные и красивые снимки. Одна из таких вещей — понимание экспозиции кадра. В нашей статье мы расскажем о выдержке, диафрагме и чувствительности. Именно эти вещи формируют экспозицию и понимание их работы необходимо для получения хороших кадров. Мы расскажем, что такое выдержка, диафрагма и чувствительность и как с ними эффективно работать.
Прежде чем написать, что такое выдержка и диафрагма, небольшое отступление. Для каждого кадра требуется определённое количество света (экспозиция). В фотоаппарате есть три возможности дозировать световой поток: диафрагма, выдержка и чувствительность. Чувствительность используется лишь в тех случаях, когда ситуация не позволяет изменять выдержку и диафрагму. Кроме контроля поступления света на матрицу, выдержка и диафрагма — это эффективные художественные инструменты. Сперва их надо понять, а со временем и опытом придёт лёгкость применения. Опытный фотограф использует эти инструменты на уровне подсознания.
(diaphragma — перегородка, греч.), в английском «апертура» (aperture, англ.)
Диафрагма — элемент конструкции объектива, отвечающий за диаметр отверстия пропускающего свет на светочувствительную поверхность (плёнку, либо матрицу).
Для простого понимания диафрагмы — приведу аналогию с окном. Чем шире открыты ставни окна, тем больше света проходит через окно.
Диафрагма обозначается так f/2.8 или f:2.8, определяется как отношение диаметра входного отверстия объектива к фокусному расстоянию. Очень часто путаются понятия открытой, большой диафрагмы (f/2.8) и большого диафрагменного числа f/16. Чем меньше число в обозначении диафрагмы, тем больше она открыта.
Меняя F на одно значение, количество света попадающего в камеру меняется в 2 раза. Это называется ступенью экспозиции. Любые изменения (по шкалам фотоаппарата) экспозиции происходят с шагом в 1 ступень. Для точности ступень делят на трети, если это необходимо.
Диафрагма — очень мощный визуальный инструмент. Максимально открытая диафрагма даёт очень маленькую ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства). Малый ГРИП визуально выделяет объект на размытом фоне.
Для получения большой ГРИП используется максимально закрытая диафрагма. Чтобы получить большую глубину резкости в кадре, используйте диафрагменное число 8 и больше. Однако, играя величиной диафрагмы, помните, что приближаясь к крайним значениям диафрагмы есть следующие опасности. При открытой – наихудшие показания резкости, а при закрытой вся пыль на матрице будет видна на кадре (для цифровых фотоаппаратов).
Большая глубина резкости подходит больше для пейзажной фотографии, когда зрителю будет интересно рассмотреть все детали фотографии.
Выдержка — интервал времени на который открывается затвор для пропускания света на светочувствительный элемент.
Снова поможет аналогия с открытым окном. Чем дольше открыты створки, тем больше света пройдёт.
Выдержка всегда измеряется в секундах и миллисекундах. Обозначается как: 1/200, в камере отображается только знаменатель: 200. Если выдержка секунда или длиннее, обозначается так 2″ т.е. 2 секунды.
Минимальная выдержка при съёмке с рук (для получения резкого кадра) не постоянна и зависит от фокусного расстояния. Зависимость обратная, т.е. для 300 мм лучше использовать выдержки короче 1/300.
Длинная выдержка подчёркивает движение объектов. Например, съёмка с проводкой — при длинной выдержке, 1/60 и длиннее, камера следует за объектом, таким образом фон размывается, а объект остаётся резким.
Текущая вода на длинной выдержке превращается в замороженные фигуры.
Очень короткие выдержки, использую для остановки мгновения, такого как брызги упавшей капли или пролетающая мимо машина.
Замер экспозиции камеры и как он работает
Итак, мы установили, что такое экспозиция и как влиять на нее с помощью выдержки, диафрагмы и ISO, а также как измерить ее, глядя на гистограмму. Прежде, чем идти дальше, нам нужно обсудить еще один пункт – замер экспозиции. Это очень полезный инструмент, который помогает достичь “правильной” экспозиции. Однако, ее “правильность” определяется камерой, а не вами. Есть некоторые ограничения тому, насколько хорошо работает замер экспозиции снимка, и иногда нужно ориентироваться на свое видение.
При замере камера использует отраженный свет вместо рассеянного. Зачастую именно он обеспечивает адекватную оценку того, какой должна быть экспозиция для данного субъекта. Но не всегда. В зависимости от вида съемки система замера камеры может ошибаться и именно здесь на выручку приходит компенсация экспозиции. Единственная цель замера камеры – получить параметры для достижения усредненного “нейтрального серого”, который на шкале оттенков находится четко между черным и белым. Его исторически определяли, как 18% отраженного видимого света (он же 18-процентный серый) и камеры тоже откалиброваны по этому стандарту. При таком значении большинство фотографий должны экспонироваться правильно.
Но что, если кадр не усредняется до 18% серого полутона? Давайте приведем простой пример. Мы работаем в режиме Приоритет выдержки (или Приоритет диафрагмы, или Программный). У нас есть белый, серый и черный лист бумаги. Если фокусировать камеру на одном листе за раз, экспонометр будет считывать данные и корректировать экспозицию для получения 18% серого. Поскольку черный лист отражает мало света или не отражает его вообще, камера передержит снимок, пытаясь приблизить его к нейтральному серому. С другой стороны, белый лист отражает много света, поэтому камера недодержит фотографию. А серый лист проэкспонируется идеально.
Кадр, в котором много полутонов, может ввести экспонометр в заблуждение и здесь на помощь приходит компенсация экспозиции.
Общее понятие
Итак, ISO есть чувствительность к свету микросхемы (матрицы) фотокамеры. Можно сказать, что ISO имеет воздействие на шум и на экспозицию фотоснимка, и в наши дни камеры имеют значение от 50-100 единиц, самый максимум же бывает от 6400 до 12800, а в профессиональных камерах, как у меня и до 256000.
Эти параметры зависят от качества самой матрицы и от ее размера, хорошая имеет большой размер и лучшее качество, соответственно возможностей у нее тоже в разы больше.
Малое количество шума всегда ценится, ведь это дает возможность вести съемку даже при самых плохих условиях освещенности, такие возможности дают только те матрицы у которых низкий уровень шума.
Раньше в фотоаппаратах старого образца применялась пленка, и именно от нее зависела чувствительность к свету, так у определенной пленки была единица всегда только одна, и уже под пленку, под ее восприятия света, подбирались нужные параметры диафрагмы и выдержки, при помощи устройства – экспонометр или же при помощи таблицы.
Для фотокамер цифрового формата физическое увеличение единицы светочувствительности значит повышение сигнала, который получается с пикселей матрицы. Если увеличить сигнал, то увеличится и помехи в виде побочных сигналов, и как результат — шум и множество точек.
Что такое ISO
ISO – это показатель способности матрицы воспринимать свет. Иными словами, светочувствительность показывает сколько света необходимо матрице, чтобы получить определенную картину. При значении светочувствительности в 200 единиц изображение будет в 2 раза светлее чем при значении в 100. Из сказанного становится ясно, что данный параметр фотоаппарата наряду с выдержкой и диафрагмой также участвует в создании экспозиции.
Если сильно не вдаваться в технические детали, то процесс изменения светочувствительности выглядит как некое «нагревание» светочувствительных элементов, пикселей, которыми усеяна матрица фотоаппарата. В этом заключается отличительная особенность цифровой техники от пленочной. При фотографировании на пленку ее необходимо было выбирать заранее с нужной светочувствительностью, в зависимости от предстоящих задач. Великое удобство кроется в цифровых фотоаппаратах за счет возможности настройки сего показателя.
Выбор камеры по ISO: рекомендации
Разобравшись, что значит iso в фотоаппарате, можно назвать основные критерии выбора камеры для покупки с учетом данного параметра.
Диапазон светочувствительности
Он есть у каждого цифрового фотоаппарата. У камер бюджетного сегмента минимальное значение составляет обычно 100 единиц, максимальное 1600. Дорогие модели имеют верхние границы чувствительности 3200 единиц и даже еще больше. На самом деле это часто маркетинговая уловка: показать потенциальному покупателю, что такое iso в камере есть, и с его помощью можно фотографировать практически в темноте. Однако высокие показатели светочувствительности не гарантируют возможность снимать в условиях недостаточного освещения.
При фотографировании на максимальных значениях значительная часть изображение состоит из шума, поэтому ни о каком художественном качестве таких фотографий говорить не приходится. Существуют модели фотокамер с уровнем светочувствительности несколько сот тысяч единиц и даже 3 280 000 единиц! Но такое iso в фотоаппарате – это лишь демонстратор результатов технологии и технического уровня фирмы-производителя. Фотографировать в таком режиме можно и почти при нулевом уровне освещенности, но изображение из-за обилия шума будет лишь угадываться.
Экспозиция – наше все
Прежде чем говорить о настройке и использовании исо при фотографировании, необходимо вспомнить об экспозиции, правильная установка которой является главным условием получения ярких, качественных снимков. Этот параметр, характеризующий количество попадающего на матрицу света, достигается установкой необходимых значений выдержки, диафрагмы и ИСО. Выдержка – промежуток времени, в течение которого свет попадает на матрицу.
Диафрагма – изменяющее величину отверстие в объективе, пропускающее свет. Во времена пленочных аппаратов кадр экспонировали, устанавливая необходимые показатели выдержки и диафрагмы. Использование iso для изменения экспозиции практиковалось мало. Для этого требовалось бы каждый раз заправлять в аппарат фотопленку необходимой чувствительности, что неудобно с практической точки зрения.