Делаем микшер своими руками

Схема входного усилителя микшера

Сначала сигнал поступает на фильтр верхних частот 6 дБ / октава и частотой примерно 50 Гц (C1, C2, R1, R2). C3 подавляет ВЧ составляющие аудиосигнала, конденсаторы аналогичного значения также могут быть установлены параллельно с R5 и R6 для той же цели. 

Дальше сигнал усиливается примерно в 20 раз (что исключает подачу сигнала на уровне линии 0 дБ – 0,707 В или выше).

Второй ОУ сверху на схеме в этой системе не используется.

Третий сверху ОУ вместе с элементами R9-13, C4, транзистором PNP (любой маломощный, например BC556) и светодиодом образуют индикатор псевдо-перегрузки. Это не означает ограничение, а только свидетельствует про увеличение сигнала выше уровня установленного делителем R10, R11. 

Последний элемент ОУ вместе с R7 и P1 создают еще одну ступень усиления сигнала, что приводит к регулировке от 0 до примерно 66 дБ при R7 = 3 кОм, но его можно безопасно уменьшить даже до 1 кОм, что даст максимальное усиление в 200 дБ.

Конденсатор C7 разделяет постоянную составляющую, которая в этом случае может быть весьма заметной при таких значениях усиления. R8 является частью следующего каскада, то есть сумматора миксера.

Возможные проблемы и пути их решения

В некоторых случаях пользователь может столкнуться с тем, что после подключения микшерного пульта к ноутбуку или к иным устройствам звук отсутствует. В такой ситуации необходимо убедиться, что кабель, с помощью которого установлено соединение, не имеет повреждений, а переходники, если они используются, исправно работают.

Также нужно удостовериться, что техника подключена правильно. На микшере очень много разъемов, поэтому неопытный пользователь легко может перепутать входы и выходы.

Следующая проблема, которая часто проявляется при подключении к микшерному пульту различной техники, – низкое качество звука, треск, шум и другие помехи. Такое побочное явление объясняется использованием низкокачественных кабелей и переходников. Для решения вопроса необходимо заменить их на хорошую продукцию.

Еще одна возможная проблема обычно связана с драйверами на встроенную или внешнюю звуковую карту. Если они не установлены или не обновлены до свежей версии, звук может отсутствовать. Чтобы обновить их, рекомендуется перейти на официальную страницу производителя оборудования и загрузить их оттуда.

Итак, подключить микшерный пульт к компьютеру (переносному или стационарному), усилителю, звуковой карте либо другим устройствам достаточно просто, если знать правильный порядок действий и понимать, какие разъемы нужно использовать. В процессе настройки соединения нужно использовать только качественные переходники и кабель, иначе получить достойный звук будет затруднительно.

Коммутация

Выше я перечислил основные компоненты, без которых неотъемлемо существование любой студии. Однако, наличие всех этих компонентов по отдельности еще не говорит о том что наша студия готова и мы можем работать. Остается еще одна важная деталь, без которой мы ничего сделать не сможем – коммутация. Существует несколько различных видов коммутации, из которых мы можем выделить основные:

  • Напрямую. Такой вид коммутации удобен в случае, если у нас совсем маленькая студия, состоящая из секвенсора, мониторов, и обработки несложного вида (встроенная карта UADили 2-3 блока стоящие в стойке) и отсутствия вокальной и обратной связи. Все компоненты подключаются друг к другу напрямую без дополнительных коммутирующих устройств. В качестве микшера используется программа-секвенсор установленная на компьютере.
  • Микшерная консоль.  В качестве коммутирующего устройства используется микшерная консоль, на которой выходные каналы разведены на входы звуковой карты (желательно по цифровому интерфейсу ADAT).
    У такого вида коммутации есть масса преимуществ – удобство в работе, возможность быстро и просто регулировать уровень сигнала, а в случае с цифровыми микшерными консолями еще и возможность работы с секвенсорами в качестве MIDI-контроллера (такой вид использования называется DAW – Digital Audio Workstation).
    Однако, микшер должен быть дорогой и хорошего качества, с низким соотношением сигнал/шум, дабы не испортить звук, через него проходящий. Отсюда и недостаток – достаточная дороговизна такого варианта (приготовьтесь выложить около 150 000 руб только за микшер)
  • Пач-панель. Пач-панель представляет собой панель, имеющую два ряда джековых коннекоторов на лицевой стороне и возможность распайки под эти коннекторы с задней. Удобство заключается в том, что все входы и выходы всей аппаратуры распаиваются на входы и выходы патч-панели и далее вся коммутация организовывается короткими шнурками «джек-джек», соединяющими соответствующие входы и выходы патч-панели (те, кто пользовался программой Reason,отлично поймут, о чем речь).
    Поначалу такой вид организации может показаться сложным, но на деле это очень удобно. Удобство заключается в том, что Вы можете коммутировать оборудование в любые цепочки в любой последовательности, а коннекторы патч-панели легко подписываются.
    Плюсов у данного вида подключения два. Первый заключается в том, что при наличии очень большого количества оборудования патч-панель позволяет существенно сократить время на соединение оборудования между собой. На многих очень известных и хороших студиях используется именно такой вид коммутации.
    Второй плюс данного решения заключается в его относительно низкой стоимости по сравнению с приобретением микшерной консоли.
    О том, что патч-панели и соединительные провода должны быть высокого качества, я думаю, говорить не надо?

Несколько вариантов коммутации

Итак, мы рассмотрели основные компоненты, непременно присутствующие на любой студии (ну, за исключением, пожалуй, микрофона и вокальной комнаты, в том случае если Вы собираетесь писать исключительно синтезаторы или делать сведение). Также мы рассмотрели различные варианты подбора оборудования и коммутирующих компонентов. Теперь давайте более конкретные примеры того, как оборудование коммутируется между собой.

В качестве секвенсора мы будем рассматривать компьютер (не важно, какой конфигурации и не важно, какая программа будет использоваться) со звуковой картой, имеющей 8 входных и 8 выходных стереоканалов. Это более чем достаточно для подавляющего большинства случаев

Рассмотрим несколько вариантов коммутации:

Конфигурация 1: простейшая конфигурацияc подключением напрямую.
Компьютер с многоканальной звуковой картой и платой обработки UAD, мониторы, внешний прибор обработки.
Все компоненты соединяются напрямую. Мониторы подключаются к мастер-выходу звуковой карты. Внешний прибор обработки подключается через пару входных-выходных каналов по принципу Send-Return.

Конфигурация 2: простейшая конфигурация с микшерным пультом.
Компьютер с многоканальной звуковой картой и платой обработки UAD, мониторы, внешний прибор обработки, цифровая микшерная консоль.
Все компоненты подключаются к цифровому микшеру: выходные шины микшеры разводятся на входные каналы звуковой карты и наоборот. Внешние приборы обработки подключаются через AUX-каналы микшерного пульта.
Такой вид коммутации предоставляет нам большую гибкость: мы можем переназначать любые входы и выходы, посылать сигнал с одних каналов на другие и отправлять сигнал с каналов в нужной степени на обработку через AUX.

Конфигурация 3: простейшая конфигурация с коммутацией через патч-панель и сумматором.
Компьютер с многоканальной звуковой картой и платой обработки UAD, мониторы, внешний прибор обработки, патч-панель, сумматор.
Все входы и выходы всех компонентов студии разводятся на патч-панель, коннекторы которой подписываются. Далее шнурами патч-панели мы соединяем те входы и выходы и в той последовательности, которая нам нужна.

Это столь же гибко, как и при использовании микшерного пульта, но при этом даже еще нагляднее, так как мы сразу видим, что и с чем у нас соединено и куда направлено.

Единственное неудобство – отсутствие AUX’ов и быстрой возможности регулировки уровней – все это придется делать внутри секвенсора.

Как Вы понимаете, это типичные примеры конфигураций. Вы можете варьировать конфигурацию как угодно и добавлять сколь угодно много компонентов. Главное – правильное понимание того, что, куда, и зачем подключается.

Как включить стереомикшер

Чтобы включить стереомикшер, вызываем контекстное меню на значке системной громкости. Выбираем «Записывающие устройства».

Теперь контекстное меню вызываем на значке стереомикшера (если он по умолчанию неактивен). Жмём «Включить».

Всё — теперь в эфир будет идти микшированное звучание с микрофона и приложений Windows. Открытые программы для захвата видео с экрана, звукозаписи или стрима перезапускаем. Обновляем страницы запуска вещания в окне браузере. И можем приступать к тестированию и настройке системной громкости.

Если нам нужно транскрибировать видео- или аудиозапись, лучше на время этого процесса микрофон отключить. Чтобы программы для распознавания речи не «слышали» его как источник ненужных звуков. Это могут быть скрипы компьютерного кресла, стук клавиатуры, общение других людей в помещении и т.п.

Подключение к другим устройствам

Микшерный пульт с разными целями может быть подключен и к другим устройствам, в числе которых музыкальный центр, альтернативные колонки, телефон, ресивер или телевизор. Например, подсоединить музыкальный центр к микшеру можно с целью оцифровки старых кассет посредством внешней аудиокарты, а также для вывода звука. В последнем случае пульт будет подключаться к центру как к альтернативным колонкам, чтобы таким образом воспроизводить звук. Для этого потребуется кабель Jack 3,5 мм – 2 RCA с переходниками на Jack. На музыкальном центре штекер подключается к линейному входу, на микшере – к выходам Main OUT. Тогда как в первом случае музыкальный центр подключается в качестве источника сигнала.

В некоторых ситуациях пользователям требуется подключить микшер к телефону или планшету и использовать их в качестве источника звука, например, фонограммы. Если на микшерном пульте есть разъем AUX, то потребуется кабель Jack 3,5 мм – Jack 3,5 мм. Если такого разъема нет, то необходим провод со штекерами Jack 3,5 мм и 2 RCA, а также 2 переходника на Jack. Им соединяются выход под наушники на телефоне и разъемы Line In L и R на микшерном пульте.

При необходимости пользователь может подключить микшерный пульт к ресиверу. С этой целью понадобится кабель 2 RCA – 2 Jack. После того, как устройства соединены проводом в обесточенном состоянии, нужно включить их и на ресивере выбрать в качестве источника сигнала тот разъем, к которому подключен микшерный пульт.

Иногда пользователю может потребоваться подключить микшер к телевизору, чтобы последний выступал в качестве источника звукового сигнала. Для этого на телеприемнике можно использовать разъем для наушников или выходы 2 RCA, а на микшерном пульте — разъем AUX или, при его отсутствии, входы Line In L и R.

Рейтинг микшерных пультов

При отборе номинантов мы учитывали отзывы, мнения профессионалов и начинающих музыкантов, заявленные характеристики. В приоритете были производители с хорошей репутацией и предлагающие доступные по стоимости устройства. В результате мы выделили основные параметры, по которым отбиралась качественная музыкальная продукция:

  • Тип, сфера применения;
  • Количество каналов;
  • Встроенные эффекты;
  • Возможность подключения через USB-интерфейс;
  • Поддержка ОС;
  • Дополнительные функции;
  • Габариты.

В результате сравнительного анализа в рейтинг вошли 9 микшеров. Для удобства мы отдельно описали цифровые, затем аналоговые модели. Мониторинг отзывов позволил выделить сильные и слабые стороны каждой, чтобы четко представлять, с чем придется работать. Устройства с сомнительными характеристиками и негативными отзывами не рассматривались.

Виды микшеров

На отечественном рынке представлено огромное количество самых разнообразных микшерных устройств: аналоговые и цифровые, концертные и студийные, бюджетные и профессиональные и т. д. Что они собой представляют и как подключаются к соответствующему оборудованию, можно прочитать в также в этом разделе. Однако несложно изготовить простой микшерный пульт и своими руками, о чем и пойдет речь далее.

Для смешивания аудиосигналов можно использовать как пассивный, так и активные микшерные устройства. При этом наиболее простым является пассивный микшер, не имеющий в своем составе ни источника питания, ни выходного усилителя. Другими словами, пассивный микшерный пульт — это прибор, предназначенный для работы с предварительно усиленными аудиосигналами.

Активный микшерный пульт GLAY PMX-6USB

Активные микшерные устройства используются в тех случаях, когда необходимо озвучить конкретное пространство. По своей сути он представляет собой законченное схемотехническое и конструктивное решение, позволяющее справиться с определенной задачей.

Существует достаточно много разновидностей активных микшеров, например:

В зависимости от своего назначения профессиональные микшерные пульты оснащаются различными устройствами для обработки и регулировки звука. К числу стандартных органов управления относятся:

Узкоспециализированные микшерные устройства предоставляют пользователю больше возможностей по обработке звука в каждом канале. Для этого изготовители встраивают в них один или несколько процессоров эффектов, с помощью которых можно наложить на аудио сигнал имитацию эха, реверберации, хоруса (хоровое звучание музыкальных инструментов), фланжера («летящее» звучание) и пр.

Рэковый микшер Behringer pmp1680s

Как делать пассивный звуковой пульт

Пассивный микшерный пульт не требует питания, и его конструкция является настолько простой, что даже начинающие радиолюбители смогут его спаять. Если посмотреть на электросхему устройства, то становится понятно, что в основе данного пульта лежит резистивный принцип
. Аппарат способен смешивать 2 сигнала, которые поступают от микрофонного входа X1 (несимметричного) и от входа Х2, к которому может быть подключен внешний источник.

Суммируемый сигнал, приходящий от обоих источников, снимается с помощью резистора R5, после чего он поступает на выход (X3) к устройству записи или воспроизведения.

Для работы данной схемы питание не требуется
. Для достижения минимального уровня шумов все элементы должны быть хорошо экранированными. За счет незначительных помех, которые могут образовываться между каналами, соотношение сигнал/шум – является приемлемым. Контакты переменных резисторов R1 и R2, которые являются подвижными, объединяются через 2 резистора – R3 и R4. Это уменьшает их влияние друг на друга во время смешивания.

Следует обратить внимание на то, что у резисторов (переменных) R5, R1 и R2 металлические корпуса, и они должны быть соединены как между собой, так и с корпусом гнезда X1. Кроме этого, они соединяются с общим проводом схемы, а также с корпусом микшера

Для этой схемы рекомендуется использовать тип переменных сопротивлений
, не круглых, в которых регулятор движется прямолинейно. Это делается, в большей степени, для удобства, чтобы визуально оценивать положение регулятора, и определять таким образом уровень сигнала.

Виды микшеров

На отечественном рынке представлено огромное количество самых разнообразных микшерных устройств: аналоговые и цифровые, концертные и студийные, бюджетные и профессиональные и т. д. Что они собой представляют и как подключаются к соответствующему оборудованию, можно прочитать в также в этом разделе. Однако несложно изготовить простой микшерный пульт и своими руками, о чем и пойдет речь далее.

Для смешивания аудиосигналов можно использовать как пассивный, так и активные микшерные устройства. При этом наиболее простым является пассивный микшер, не имеющий в своем составе ни источника питания, ни выходного усилителя. Другими словами, пассивный микшерный пульт — это прибор, предназначенный для работы с предварительно усиленными аудиосигналами.

Активный микшерный пульт GLAY PMX-6USB

Активные микшерные устройства используются в тех случаях, когда необходимо озвучить конкретное пространство. По своей сути он представляет собой законченное схемотехническое и конструктивное решение, позволяющее справиться с определенной задачей.

Существует достаточно много разновидностей активных микшеров, например:

  • звукорежиссерские;
  • студийные;
  • диджейские и пр.

В зависимости от своего назначения профессиональные микшерные пульты оснащаются различными устройствами для обработки и регулировки звука. К числу стандартных органов управления относятся:

  • фейдеры (регуляторы громкости);
  • эквалайзеры (темброблоки);
  • регуляторы уровня предварительного усиления, компрессии и т.д.

Узкоспециализированные микшерные устройства предоставляют пользователю больше возможностей по обработке звука в каждом канале. Для этого изготовители встраивают в них один или несколько процессоров эффектов, с помощью которых можно наложить на аудио сигнал имитацию эха, реверберации, хоруса (хоровое звучание музыкальных инструментов), фланжера («летящее» звучание) и пр.

Рэковый микшер Behringer pmp1680s

Микрофонный стерео-вход

Начнём с того, что «мало кто знает», но «по мнению экспертов» и «британские учёные доказали», что микрофонный вход в любой материнской/звуковой плате является стерео-входом, т.е. к нему можно/нужно подключать два электретных микрофона:

Схема 1

Причём компьютерный микрофонный вход предназначен именно для электретных капсюльных микрофонов (внутри которых есть полевой транзистор-усилитель), а звуковая карта подаёт на каждый из двух входов гнезда MIC IN напряжение в 1.7-2.7 вольта (для питания микрофона). При этом тот факт, что вход стерео явным образом не упоминается в мануалах материнок, отчего народ в интернете иногда недопонимает ситуации:

Фото 1

На Фото 1 кусок из мануала про звуковые входы-выходы, встроенные в материнскую плату Asus M2NPV (2007-го года). Тут мы видим, что микрофонный вход может быть даже и выходом в режиме подключения 5.1 акустики. Ну, а то, что он на вход является стерео и имеет по 2.16 вольт (в отсутствие нагрузки) на каждом из двух контактов входа (3.5mm Stereo Jack) — это проверено реализацией стерео-микрофона по Схеме 1 (Стереомикрофон своими руками! Хай-енд технология доступна каждому!

Какой микшерный пульт лучше

Мы проанализировали 9 номинантов, узнали особенности аналогового и цифрового принципа работы и пришли к выводу, что начинающим стоит «потренироваться» на первом варианте, тем, кто серьезно занимается музыкой, лучше купить цифровой микшерный пульт. Чтобы выбор стал проще, мы разделили устройства по следующим номинациям:

  • Лучший для стримов, подкастов, видеоблогов – Rode Rodecaster Pro;
  • Лучший для записи музыки, с USB плеером – MadBoy Blender-422U;
  • Самое большое количество каналов – Behringer X32 Compact;
  • Профессиональный, с большим набором функций – Dynacord CMS 1000-3;
  • Лучший в соотношении цены/качества – Soundcraft Notepad-5, Yamaha MG10XU.

Все номинанты имеют эргономичную форму, оснащены усилителями.  При правильной эксплуатации прослужат много лет.

строительство

Соберите схему на любой универсальной печатной плате. Смонтируйте базы IC на PCB. Не существует метода пайки, который идеально подходит для всех пакетов микросхем. Использование оснований микросхем предотвращает повреждение микросхем во время пайки, а также облегчает их замену. Используйте разъемы аудиовхода для точек входа M1 – M8. Также используйте разъемы аудиовыхода на выходах IC4.

Рис. 5: Комбинированная односторонняя печатная плата фактического размера для звукового микшера и цепей питанияРис. 6: Компоновка компонентов для печатной платы на рис. 5

Комбинированная односторонняя схема печатной платы фактического размера для рисунков 2 и 3 показана на рис. 5, а компоновка ее компонентов на рис. 6. Схема печатной платы на стороне пайки для рисунка 4 показана на рис. 7 и ее компоненты макет на рис. 8.

Запись

Если вы не используете основание IC для TDA1524A, максимально допустимая температура припоя составляет 260 ° C; Припой при этой температуре не должен контактировать с соединением более пяти секунд. Общее время контакта последовательных паяных волн не должно превышать пяти секунд при использовании пайки волной.

Для чего нужен микшерный пульт

Разные звуки отличаются по громкости, высоте, тембру. В естественных условиях они могут заглушать друг друга, смешиваться, создавать сочетания, которые неприятны для человеческого уха. В больших помещениях нужно увеличивать громкость, иначе звуковое сопровождение воспримут только те слушатели, которые находятся рядом с источником звука.

Но простое повышение громкости сказывается на качестве аудио: появляются характерные искажения (например, дребезжание и шумы), низкие тона становятся чересчур тяжелыми, а высокие — пронзительными и резкими. Чтобы избежать этих явлений, нужно предварительно обработать отдельные звуковые дорожки, а затем объединить их — именно эти функции выполняет микшер.

Классификация микшерных пультов

Раз уж речь зашла о концертных пультах, то их основные задачи — это обеспечение высокой надежности и удобства в работе. И это не просто слова. Представьте, что серьезный концерт отменили из-за поломки микшерного пульта: по сути, это серьезный провал как для технической службы, так и для организаторов.

К концертным пультам можно отнести мониторные пульты, а также микшеры-сплиттеры. Также к ним относятся и зонные модели: они позволяют автономно направлять любой из входящих сигналов на любой из выбранных выходов. Такие микшеры используются в крупных торговых центрах, ресторанах и развлекательных клубах.

Основные черты современных студийных пультов — это, прежде всего, высокое качество звука, максимально большое соотношение сигнал/шум, возможность сохранения настроек, чтобы при необходимости одним касанием вернуться к незаконченному треку и продолжить работу над ним. Отличие студийных пультов от концертных еще и в том, что у первых прямые выходы с каждого канала для мультитрековой записи, а у вторых — большое количество входов и возможность обеспечения сигналом несколько мониторных линий, хотя эти условные границы зачастую бывают размыты.

Эфирные пульты тоже должны обеспечивать высокое качество звука и специфические дополнительные функции: к примеру, возможность общаться вне эфира со студией или звонящими по телефону слушателями. Эти пульты через интерфейс могут подавать сигнал, который включает световое табло «Микрофон включен» и одновременно отключает мониторы в студии. Они могут обеспечивать сугубо эфирную функцию «фейдер-старт», которая позволяет автоматически запускать CD- или MD-плееры при выведении фейдера (движкового регулятора) соответствующего канала. Все это не нужно в студии или на концертной площадке.

В зависимости от возможностей пульты можно разделить на стационарные, переносные и портативные.

Стационарные микшерные пульты используются на больших концертах и в солидных студиях звукозаписи — это профессиональные устройства с большим количеством каналов. В этой группе зачастую преобладают цифровые микшерные пульты.

Стационарный микшерный пульт

Переносные пульты — это полупрофессиональные и профессиональные модели (с количеством каналов до 16–20), которые используются при проведении различных мероприятий: концертов, студийных звукозаписей и т.п.

Переносной пульт

Портативные пульты — компактные устройства, как правило, бюджетного класса, выполняющие минимум возложенных на них задач. Обычно они нужны там, где не требуется много каналов (до 6 – 8). К примеру, они применяются для озвучивания и музыкального сопровождения различных мероприятий и выступлений под фонограмму. Портативные пульты имеют небольшой вес и габариты, их легко перемещать, часто именно этот вид микшеров используют в домашних студиях. Для уменьшения габаритов линейные фейдеры (регуляторы уровня сигнала канала, иногда их называют «ползунками») заменены на круговые потенциометры.

Портативный пульт

Но и это не все. Микшерные пульты бывают аналоговыми и цифровыми, при этом последние на порядок дороже, но и ценятся звукорежиссерами гораздо больше. Цифровые пульты, как правило, используются в высокобюджетных студиях или проектах и все активнее вытесняют аналоговые. Их можно подключить к компьютеру для управления в заданной программе, а Wi-Fi-подключение и работа с планшетами обеспечивает уровень доступа, недостижимый для аналоговых пультов. Такие микшеры способны запоминать настройки, и это очень удобно при работе с большим количеством разных проектов. При использовании аналоговых пультов настройки приходится записывать или запоминать. Цифровые микшерные пульты имеют еще одно неоспоримое преимущество: возможность модульного наращивания в зависимости от нужд проекта.

И в завершение классификации: микшерные пульты по принципу работы могут быть пассивными и активными. Пассивные не имеют в своем составе звукоусилительных элементов, не нуждаются в источнике питания и используются для коммутации аппаратуры, выдающей достаточно мощный сигнал. Функциональностью и большим количеством регулировок такие пульты не блещут. Чаще всего они оснащены регуляторами громкости по каналам, регуляторами по высоким и низким частотам и одним общим регулятором на выходе (все идет на ослабление сигнала) — вот и весь набор стандартного пассивного пульта. Используются такие модели крайне редко.

Подключение к усилителю и колонкам

Если микшер планируется подключать к колонкам и усилителю, необходимо перед соединением кабелями всех устройств обесточить технику, чтобы не повредить ее. Дальнейший алгоритм действий имеет такой вид.

  1. К выходу для подключения внешних звуковых устройств на ПК или ноутбуке (разъем зеленого цвета, рядом с ним может быть изображение наушников) подсоединить кабель со штекером mini Jack, а второй штекер подключить к микшеру в порт с обозначением «In».
  2. Следующий кабель подключить к разъему «Out» на микшерном пульте и ко входу «In» усилителя.
  3. Если колонки пассивные, они подключаются напрямую к усилителю. Активная акустика подключается к разъемам Stereo Out L и R, где L – левая, а R – правая.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий