Байонет в фотоаппарате: устройство, функции, маркировка

Примечания:

Выделение текста соответствует оригинальному подчёркиванию. Исправлены замеченные ошибки и опечатки.Всё ещё до конца не выяснен вопрос о том, есть ли патентные ограничения на геометрические размеры байонета «K» — «Очень трудно искать в тёмной комнате чёрную кошку, особенно, если её там нет» — это замечание Конфуция точно характеризуют данную ситуацию. Только после появления компьютерных баз данных по патентам (например: US Patent and Trademark Office) появилась возможность глобального поиска по оригиналам патентных библиотек и вопрос был прояснён окончательно.Такая ситуация сложилась исторически из-за несогласованности разработок систем управления объективов и попыток каждого завода найти собственное оригинальное решение. — Приведённый выше текст написан специалистами Государственного оптического института (ГОИ), в то время — головной разработческой и нормирующей организации страны, поэтому любые упрёки в какой-либо «несогласованности» и прочего авторам нужно было бы в первую очередь относить именно к собственному учреждению и непосредственно к самим себе, как ведущим специалистам. Именно из-за отрицательной позиции ГОИ к байонетному соединению в более ранний период, заводы были вынуждены искать решение этой проблемы самостоятельно и разрозненно.

Ссылки по теме:

Вопросы и ответы: БайонетСтатья Ю. Дудникова «Отечественный байонет» в журнале «Советское фото»Байонет KA. ТЗ на выяснение возможности и условий заключения соглашения.Архивы: Зениты-АxАрхивы: Описания изобретений и патенты

Что такое байонет, из чего он состоит и как работает

Мы уже поняли, что такое байонет. Но из чего он состоит и как работает? Все виды байонетов состоят из двух частей.

Первая часть находится на самой камере и про нее мы уже упомянули. А вторая часть байонета (такое же кольцо с контактами) расположена на объективе.

Это необходимо для более надежного крепления и передачи электрических сигналов между электроникой объектива и процессором фотоаппарата.

Байонеты по типам бывают:

  • металлические
  • пластиковые

Обратите внимание, на фотокамерах всегда установлены только металлические байонеты. Чего не скажешь про объективы

Там могут быть и пластиковые байонеты. Да, на дешевых линзах производители иногда экономят и делают их из пластика.

На качество фото это не влияет, а вот на надежности крепления сказывается. При частой смене объективов, такие байонеты со временем расшатываются.

Для чего нужен байонет:

  • механическое крепление объектива
  • передача информации и команд между процессором и объективом

Байонеты у каждого производителя фотокамер разные. Это значит, что объектив от Canon не подойдет для фотоаппарата Nikon.

Переходник М-42 для байонета Canon

Есть, конечно, выход – переходник. Но при этом вы потеряете автофокус. В таком случае на резкость придется наводиться вручную.

Стабилизация

Ну и последнее. Стабилизатор в фотографии – штука не лишняя, особенно если вы снимаете в темноте или на телеобъектив. Чем больше выдержа или фокусное расстояние, тем заметнее любое колебание. На сегодняшний день стабилизатор используется почти везде, однако есть нюансы. Во-первых, многие фикс-объективы лишены стабилизатора – это позволяет и удешевить их и упростить оптическую схему. Во-вторых, например у Olympus стабилизатор используется только в самой камере. Объективы от этого производителя лишены стабилизатора. Если вы установите такой объектив на камеру другого производителя без стабилизатора, то лишитесь стабилизации вообще. Так что, перед покупкой камеры и объектива стоит заранее просчитать этот момент.

Байонет и его элементы на практике

Возможно, вы только начинаете вникать в фотодело, и тут сразу какие-то байонеты, электронные интерфейсы, либо наоборот ненужные детали… В таком случае в конце статьи .

Если присмотреться к камере, можно увидеть металлическую окружность, которая крепится к камере винтами. В моем случае 6ю винтами. На этой же поверхности есть металлический штырь, являющийся пружинкой (в примере отмечен зеленым). Создает обратную связь в виде усилия при попытке состыковки объектива с камерой.

Состыковка камеры и объектива

Допустим, вам нужно подсоединить объектив к камере. Рассказываю на своем примере. У вас будет по схожему принципу. На изображении выше вы видите белую метку (по часовому циферблату на 2 часа). На корпусе объектива в части байонетного соединения имеется такая же белая метка. Прижимаем объектив к камере так, чтобы эти метки совпали. Поворачиваем объектив против часовой стрелки (у Nikon, у Canon – по часовой стрелке, у других производителей читайте инструкцию или очень аккуратно пробуйте) до щелчка. Все, объектив надежно присоединен! Чтобы снять его, нажмите на большую кнопку справа от байонета (на 3 часа по циферблату) и, задержав ее, вращайте объектив по часовой стрелке.

По поводу электронной составляющей байонета. Современные объективы в своей массе автоматические, не механические, и обладают электронным управлением диафрагмы и фокусировки. Естественно, работать эти функции могут только в паре с камерой того же производителя. Электронные контакты расположены на камере и объективе, совмещаются при состыковке. Посмотрите на фото ниже.

Электронные контакты на камереЭлектронные контакты на объективе

Контакты используются для подачи питания на привод и микропроцессор объектива (сегодня все автофокусные объективы ими оснащены). Ранее на байонете в камере был механический блок, который физически «крутил» линзы, подстраивая автофокус. Сейчас такого практически нет, и используется только при работе со старыми объективами, не обладающими приводами, называется отверткой. Современные же линзы обладают высокоточными сервоприводами.

Основные характеристики байонета

Байонет на камере всегда делают из металла. На объективе может быть сделан как из пластика, так и из металла, в зависимости от класса объектива. Конечно, лучше, металлическое исполнение – так можно совершать бесконечное количество отстегиваний-перестегиваний объектива, длиннофокусные тяжелые объективы также меньше разбалтываются с металлическим креплением.

Рабочий отрезок – важная характеристика байонета. Определяет расстояние между плоскостью матрицы и плоскостью крепления объектива. Рабочий отрезок измеряется в миллиметрах, определен для каждой системы. К примеру, у Nikon он равен 46.5 мм, у Canon – 44 мм.  В практическом смысле суть заключается в возможности установки объективов от неродных систем. Допустим, у вас камера Canon. Если объектив принадлежит к системе, у которой рабочий отрезок больше, то его установка потенциально возможна с помощью адаптеров.

Однако, отмечу, что обычным пользователям делать этого не стоит. Лучше постепенно собрать современный парк оптики, чем заниматься такими экспериментами.

Наименование и маркировка объективов Tamron

AD (Anomalous Dispersion) — Стекло с аномальным рассеянием – это специальный вариант оптического стекла, обладающего аномально большим соотношением частичного рассеяния (величиной рассеяния в определенном диапазоне длины волны в пределах видимой части светового спектра) относительно специфической длины волны. Комбинирование элементов из стекла AD с обычным оптическим стеклом, обладающим различными характеристиками рассеяния, позволяет контролировать коэффициент рассеяния волн специфической длины. Это ведет к эффективной компенсации осевой хроматической аберрации у телескопических объективов, а также боковой хроматической аберрации у широкоугольных объективов традиционной конструкции. Элементы AD применяются в объективах с автоматической фокусировкой моделей Tamron AF 24-135 мм и в Tamron AF 28-300 мм.

AS,ASL (Aspherical) — для устранения сферических аберрации и искажения объектив оснащен асферическими элементами.

BIM (Built-In Motor) — встроенный мотор, позволят использоваться объектив на камерах Nikon не оснащённых «отвёрткой».

DG — (defocus image control) – просветление задней линзы для снижения переотражений от матрицы. Отличаются от Sigma DC тем, что их можно устанавливать на фотокамеры с полноформатной матрицей и на пленочные фотокамеры.

Di — Так маркируют объективы, которые разработаны для работы с цифровыми камерами любого формата (APS-C и полнокадровые). Так же годятся для использования на пленочных камерах формата 35мм

Di II — Объективы с такой маркировкой могут использоваться только на цифровых фотокамерах формата APS-C (большинство современных зеркалок). На полнокадровых цифровых или пленочных фотокамерах будет сильное затемнение по краям кадра

Di III (Digital-III) — данные объективы предназначены для байонета Micro 4/3.

IF (Internal Focus) — объективы с внутренней фокусировкой

HID — Стеклянный элемент HID сводит к минимуму хроматическую аберрацию по оси и в углах поля кадра. Известно, что хроматическая аберрация представляет собой самое большое препятствие на пути к высокому оптическому качеству.

LD (Low Dispersion) — объектив с использованием элементов из низкодисперсионного стекла (для подавления хроматических аберраций)

PZD (Piezo Drive) — пьезоэлектрический привод авто-фокусировки.

SHM — Легкий и чрезвычайно прочный механизм от Tamron для монтажа объектива на камеру.

SP (Super Performance) — профессиональные объективы

USD (Ultrasonic Silent Drive) — в объективе встроен ультразвуковой мотор.

VC (Vibration Compensation) — система подавления вибраций

XR (Extra Refractive Index) — объектив с использованием элементов с высоким коэффициентом преломления (используются для уменьшения размеров и массы объектива)

ZL — Полезным качеством, предотвращающим выдвижение тубуса объектива при транспортировке, является оригинальный механизм замка ZOOM, разработанный на фирме Tamron. Это удобство высоко ценится опытными практическими фотографами, поскольку устраняется риск нечаянного повреждения объектива.

Примечание: данные расшифровки аббревиатур технологий Tamron были взяты здесь и в

ДРУГИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТИВА

МИНИМАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ ФОКУСИРОВКИ

Любой объектив имеет минимальную дистанцию фокусировки, ближе которой он сфокусироваться не сможет. Минимальная дистанция фокусировки может колебаться в зависимости от модели объектива от нескольких метров до нескольких сантиметров. Важный момент: минимальная дистанция фокусировки измеряется не от передней линзы объектива, а от плоскости, в которой находится матрица фотоаппарата (фокальной плоскости). На фотоаппарате есть даже специальная метка для ее обозначения:

Таким значком обозначается фокальная плоскость. Значок есть на каждом зеркальном фотоаппарате. Именно с этого места отсчитывается дистанция фокусировки.

Естественно, чем меньше минимальная дистанция фокусировки, тем более крупным планом получится снимать предметы. Объективы, предназначенные для макросъемки (то есть для съемки с большим масштабом) имеют очень короткую минимальную дистанцию фокусировки. Например минимальная дистанция фокусировки объективаNikon AF-S DX Micro Nikkor 40mm f/2.8G составляет всего 16,3 см. Если их отсчитывать от плоскости матрицы, учитывая длину самого объектива, получается что объектив может фокусироваться почти вплотную к объекту съемки.

Чем меньше минимальная дистанция фокусировки, тем более крупным планом мы сможем снимать

NIKON D810 / 18.0-35.0 MM F/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 320, F4.5, 1/160 S, 1.0 МБ

Как узнать минимальную дистанцию фокусировки вашего объектива? Ее всегда пишут в его характеристиках, которые легко найти в интернете. Помимо этого, ее часто пишут на фронтальной стороне объектива:

Эта надпись гласит, что объектив может фокусироваться на любой дистанции вплоть до 28 см

Достоинства и недостатки

Металлические фиксаторы ставятся на качественные и дорогие объективы. Такой вариант обеспечивает надёжное крепление оптической системы на корпусе фотоаппарата. Соединение не имеет люфта и может прослужить длительное время. В свою очередь пластиковое исполнение дешевле, но основным недостатком является низкая надёжность. Поэтому работая с частой сменой объективов нужно выбирать оптику с металлическим креплением. Соединение байонет обладает следующими достоинствами:

  • возможность быстрой замены объектива;
  • надёжная фиксация;
  • подключение электронных систем через контакты.

Резьбовое соединение в этом отношении заметно уступает байонетной системе, так как требует намного больше времени на замену одной «линзы» на другую. Кроме того в процессе съёмки резьба может самопроизвольно ослабнуть, что приведёт к нарушению фокусировки. Для установки оптики с креплением байонет на фотоаппарат, достаточно совместить точку-маркер, находящуюся на корпусе фотоаппарата с такой же точкой на объективе. Затем с лёгким нажатием повернуть объектив по часовой стрелке или против неё до щелчка фиксатора. Направление поворота оптики определяется компанией изготовителем и может быть разным. Так же у разных производителей отличается длина элементов крепления. Чтобы снять «линзу» достаточно нажать кнопку фиксатора и повернуть оптику в сторону, противоположную установке.

Поскольку современные объективы обладают встроенными электронными системами, то байонет должен обеспечивать не только механическое, но и электрическое соединение. В оптике может находиться шаговый или тихоходный электромотор, который управляет перемещением группы линз для обеспечения функции автофокусировки. Управление диафрагмой. Также зачастую в оптическую систему встраивается система электронной стабилизации. Поэтому в байонет креплении на корпусе камеры и объективе имеются электрические контакты, которые объединяют электрические схемы фотоаппарата и оптики в одно целое. Изначально, сменные «линзы» не оснащались встроенными двигателями и процессорами, а управление функциями осуществлялось с фотоаппарата механическим путем. Крепление байонет не имело электрического соединения, а для перемещения линз момент вращения передавался с двигателя, расположенного в фотокамере через крестообразный шлиц, называемый «отвёртка».

Зум-объективы

Зум-объективами принято называть объективы с переменным фокусным расстоянием. Конструкция зум-объективов значительно сложнее конструкции дискретных объективов и включает ряд дополнительных оптических элементов, взаимное перемещение которых не только изменяет фокусное расстояние объектива, но и компенсирует возникающие при этом дополнительные оптические аберрации.

Отношение между максимальным и минимальным фокусным расстоянием зум-объектива называется его кратностью. Например, кратность зум-объектива с диапазоном фокусных расстояний 24-70 мм приблизительно равна: 70 ÷ 24 ≈ 3, что позволяет говорить о нём как о 3-х кратном зуме.

Основные сведения

Скрывать не буду. Я сам не совсем понимал, что это такое и зачем кому-то вообще нужно купить подобное соединения для шланга, трубки 8мм, либо вообще для сварочного аппарата или для полуприцепа Шмитц.

Потому начнем с самого простого. А именно с того, что это такое и что не так с фиксацией стандартного типа. Исторические сведения вы уже изучили, потому в дальнейшем вам будет проще разбираться в сути вопроса.

Байонетными разъемами называют особый вид соединения между деталями, где обязательно присутствует фактор осевого перемещения одного из соединяемых компонентов относительно другого. В роли перемещения применяют повороты или боковые смещения. Также байонетные разъемы называют байонетами или штыковыми соединениями.

БР получили широкое распространение в разъемах при установке локальных сетей и в других случаях, когда требуется создать максимально прочное соединение. Подобный метод крепления пришел на смену привычному резьбовому соединению. Новое решение оказалось проще и быстрее в реализации, потому постепенно набирает стремительные обороты популярности.

Конструктивные особенности

Интересно, что байонет может быть как двухконтактный, так и даже 35-ти контактный. Любой из них активно продается в России, в Украине, пользуется спросом в европейских странах и не только.

Это не только автомобильный метод соединения. Его также активно применяют в электрике, в сварочных аппаратах, фотоаппаратах и пр. Широкое распространение байонета объясняется предельно легко. Это простое, быстрое и универсальное решение.

В роли замка для байонетного разъема используются:

  • специальные секторные пазы;
  • электроконтакты;
  • механические рычажки.

С их помощью и создается столь качественное, прочное и надежное соединение.

Принцип байонетной фиксации успешно применяется для соединения кабелей, включая коаксиальные, для оптических разъемов.

Крепление типа байонет

Фотограф, находящийся в свободном поиске интересных объектов для съёмки или уникальных сюжетов, должен иметь с собой 2-3 сменных оптики

В некоторых ситуациях крайне важно «поймать» кадр, пока не изменилась ситуация, поэтому мастер фотосъёмки должен иметь возможность быстро поменять объектив на фотоаппарате. Для этой цели прекрасно подходит крепление типа байонет

Это соединение с жёсткой фиксацией посредством подпружиненного стопора. На корпусе фотоаппарата установлено металлическое кольцо с пазами и выступами, которые имеют разные размеры. На оптике находится такое же кольцо, которое может быть выполнено из металла или пластика.

IV. СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ОБЪЕКТИВА, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ДЛЯ ЕДИНОГО БАЙОНЕТА

На наш взгляд, могут быть рекомендованы следующие решения.

4.1. Для ввода значения диафрагмы в камеру может быть использована система управления «Асахи Пентакс» (байонет «K»).

4.2. Для управления диафрагмой объектива из камеры (автомат диафрагмы — A (n) или программный автомат — ПА (n, t), необходимо стандартизовать ход кольца (рычага) управления диафрагмой.

Здесь могут быть предложены 3 варианта управления:
4.2.1. Управлять рычагом прыгающей диафрагмы, оставив кольцо ввода диафрагм в камеру неизменным — мы считаем этот вариант в настоящее время наиболее перспективным.
4.2.2. Управлять рычагом («сигнальным») или параллельным вводу диафрагмы в камеру, оставив механизм прыгащей диафрагмы неизменным — это более сложный путь.
4.2.3. Отказаться от ввода диафрагмы в камеру вручную от объектива и от рычага прыгающей диафрагмы — путь, требущий существенных изменений в конструкции камеры и объектива (такое решение использовано, например, в камере «Минольта 7000»).

Классификация по назначению

Общего назначения

Фотоаппараты общего назначения используются для художественной, репортажной и бытовой фотосъёмки, съёмок групп людей, портретной и пейзажной съёмки, (, ), съёмки спортивных соревнований и т. п.

В качестве первичного признака классификации фотоаппаратов общего назначения обычно используют способ наведения камеры на объект съёмки, то есть тип применяемого , и способ наведения на резкость съёмочного объектива (в значительной степени определяемый типом видоискателя).

С этой точки зрения, наибольшее распространение имеют термины:

Остальная классификация несколько расходится для плёночной и цифровой техники, и потому рассмотрена отдельно, в статьях и соответственно.

Из сферы рекламы и маркетинга

Фотоаппараты условно делятся на любительские и профессиональные, хотя чёткую границу между ними провести сложно.

  • Как правило, фотоаппараты для профессиональной съемки имеют более широкий диапазон настроек, доступных для ручного управления, больший механический ресурс и диапазон условий эксплуатации, предусматривают использование широкого набора сменных объективов и аксессуаров.
  • По мере развития электроники любительские (бытовые) фотоаппараты (в просторечии — «мыльницы»), напротив, идут по пути максимальной автоматизации процессов съёмки. Это упрощает фотографирование для неподготовленного пользователя и позволяет в большинстве случаев получить достаточно качественные кадры, однако сужает творческие возможности для опытного фотографа и часто не позволяет вести съёмку в нестандартных и сложных условиях (низкая освещённость, быстро перемещающийся объект съёмки и т. п.)

Специализированная техника

В научных и технических целях применяются специальные фотоаппараты, обеспечивающие решение особых задач — например, фотоаппараты для (), , , , , съёмки через специальные оптические системы (, ), фотоаппараты для съёмки за пределами и др.

Существуют также , снимающие одновременно два кадра через два объектива, расположенных на заданном расстоянии один от другого. При рассматривании таких парных снимков через можно увидеть объёмное изображение.

Nikon F: Механический рычаг диафрагмы

Один из самых существенных недостатков байонета Nikon F является механический рычаг диафрагмы, который присутствует на большинстве объективов Nikon. Этот рычаг вы можете найти и на классических мануальных объективах Nikkor, и на более новых объективах D-серии, и на новейших объективах G-серии. Именно при помощи этого рычага камера Nikon устанавливает диафрагму для каждого снимка, если только  не выбрана самая широкая диафрагма.

Когда вы демонтируете объектив, подпружиненный рычаг переходит в стандартное положение, которое обычно соответствует минимальному отверстию диафрагмы. Как только вы установите объектив на камеру, соответствующий рычаг в корпусе камеры сместит рычаг на объективе, открыв диафрагму до заданного значения.

Механический рычаг управления диафрагмой объектива Nikon

Как правило, при установке объектива на камеру его диафрагма остается максимально открытой для того, чтобы до видоискателя и системы автофокусировки доходило как можно больше света. Следовательно, на DSLR-камере диафрагма изменяется непосредственно перед съемкой кадра. После того как снимок сделан, рычаг возвращается в исходное положение, и диафрагма вновь раскрывается максимально широко, пропуская максимальное количество света в камеру. Это означает, что при использовании объективов, оснащенных такими механическими рычагами, диафрагма закрывается и открывается каждый раз посредством физического воздействия на рычаг объектива. Поскольку рычаг контролируется камерой посредством механического воздействия на него, то он должен быть чрезвычайно точным, чтобы быть способным обеспечить точное получение требуемой яркости и глубины резкости. Тем не менее, при постоянной съемке на высокой скорости, точность работы рычага может падать, поскольку ему может просто напросто не хватать времени на перемещение из одного положения в другое. Кроме того, если рычаг неточно откалиброван или уже изношен, каждый кадр может иметь неверные значения диафрагмы и яркости.

В дополнение к вышесказанному стоит отметить, что объективы с механическими рычагами сложно использовать с другими системами через переходники сторонних производителей. Если до этого момента вы были удивлены, почему адаптеры для объективов Nikon сложны в использовании и не обеспечивают возможности полной и точной регулировки диафрагмы, то теперь вы знаете ответ. Камеры сторонних производителей просто-напросто не имеют необходимого механизма управления рычагом диафрагмы объектива. Адаптер, способный механически перемещать рычаг, должен быть оснащен приводом с электронным чипом, что делает такое решение неоправданно затратным.

Совсем другое дело – объективы, комплектующиеся электромагнитными диафрагмами. В них нет механических рычагов, а управление размером диафрагмы происходит посредством электронных команд, передаваемых камерой объективу через контакты на байонете. Такой способ управления диафрагмой более предпочтителен, поскольку объективы с электромагнитными диафрагмами способны более точно и последовательно устанавливать отверстия диафрагмы, без вариативности от снимка к снимку.

Как упоминалось выше, использование механического рычага для изменения диафрагмы потенциально может приводить к несогласованности в экспозиции и проблемам с механизмами как в камере, так и в объективе. В Canon это осознали и с некоторого времени полностью перешли на электронное управление диафрагмой на обоих типах байонета: EF и EF-S. Nikon же лишь недавно начал модернизировать свои объективы Е-серии, оснащая их электромагнитной диафрагмой. К сожалению, линейка таких объективов ограничена супер телефото и топовыми зум-объективами. Так что, несмотря на очевидные недостатки, Nikon все еще продолжает выпускать многие современные объективы G-серии с механическими рычагами.

Кнопка режима монитора

Нажмите кнопку режима монитора для переключения между дисплеями видоискателя и монитора.

Нажмите кнопку режима монитора для циклического переключения между дисплеями следующим образом.

  • Автопереключ. отображения: отображение переключается с монитора на видоискатель, когда глаз приближается к видоискателю, а также с видоискателя на монитор, когда глаз отдаляется.

  • Только видоискатель: видоискатель используется для съемки, работы с меню и просмотра; монитор остается пустым.

  • Только монитор: монитор используется для съемки, работы с меню и просмотра; дисплей видоискателя останется пустым, даже если приблизить глаз к видоискателю.

  • Приоритет для видоискателя: фотокамера функционирует аналогично другим цифровым зеркальным фотокамерам. Видоискатель включается, когда вы приближаете глаз к видоискателю, и выключается, когда вы убираете глаз от видоискателя. В режиме фотосъемки, монитор остается пустым, а в режиме видеосъемки, во время воспроизведения или во время отображения меню, монитор включается, когда вы убираете глаз от видоискателя.

Режим монитора

Выбор доступных режимов монитора можно ограничить, используя параметр Огран. выб. реж. монитора в меню настройки.

Типы крепления байонет

Каждый производитель фотографической техники имеет свои стандарты на крепление байонет, поэтому к фотоаппаратам определённой компании могут подойти только «своя» оптика. Например, компания Canon выпускает следующие типы байонетного крепления:

  • EF – для фотокамер с полным кадром (Full Frame);
  • EF-S – для кроп (Crop) матриц;
  • EF-M – для беззеркальных фотокамер.

При использовании «линз» этой компании следует помнить, что объективы EF-S не подойдут для полнокадровых фотокамер, при этом обратная замена, оптика типа EF на тушку EF-S, вполне допустима. Компания Nikon так же выпускает два типа объективов. Оптика без индекса или с обозначением FX предназначена для фотокамер с размером Full Frame, а с индексом DX для «кропнутых» фотоаппаратов. Объективы DX можно устанавливать на полнокадровые камеры, но такая оптика будет давать сильное виньетирование на краях кадра. Чтобы этого избежать, достаточно включить в настройках опцию обрезки кадра. Для получения интересных снимков эту функцию можно отключать, а сильное затемнение по краям, использовать как художественный приём. Свои нюансы в креплениях байонет имеются у таких компаний как Pentax, Praktica и Sony. Для того чтобы можно было установить оптику одной компании на фотокамеру другого производителя существуют переходные кольца или адаптеры. Они позволяют выполнить механическое соединение при этом многие функции работать не будут.

Адаптер представляет собой металлическое кольцо цилиндрической формы, на одной стороне которого имеется фланец, соответствующий конструкции объектива, а на другой стороне фланец, подходящий к фотоаппарату того бренда, который вам нужен. Как уже ранее упоминалось, кроме механической совместимости крепления байонет, существует возможность электрического соединения. Некоторые модели имеют 5 контактов, другие от 7 до 10, поэтому при замене оптики следует знать, что не все электронные функции могут быть реализованы.

Кроме компаний, которые выпускают фотоаппараты и все комплектующие, есть фирмы, выпускающие только оптику. Это Tamron, Tokina, Vivitar, Samyang и другие. Выбирая продукцию этих производителей, следует знать, что на маркировке объективов может встретиться большое количество таких аббревиатур как MC, IF, FC, HLD, DG, DC и ещё много других. Поэтому, прежде чем приобретать «линзу», нужно выяснить к какому стандарту подойдёт данная «линза» и что обозначают все эти сокращения.

Самостоятельная юстировка объектива

Процесс юстировки представляет собой настройку резкости для улучшения показателей работы оптики. Калибровка осуществляется за счет правильного выставления всех линз. Это позволяет делать более качественные снимки. Процесс это не простой, требующий опыта, сноровки и усидчивости, так что производить его рекомендуется только в том случае, если пользователь уверен в своих собственных силах.

Юстировка фотоаппарата производится в случае заводского брака, если объектив «разболтан» увеличились люфты и зазоры, после механических повреждений фототехники.

Многие современные приборы могут похвастаться функцией самодиагностики «Лайв Вью». С наличием этой функции гораздо проще установить, нужна прибору юстировка или нет. Если модель оснащена «Лайв Вью», то для юстировки необходимо выполнить следующие шаги.

  1. Поставить прибор на штатив, включить стабилизацию, если имеется.
  2. Используя «Лайв Вью», осуществляется фокусировка на цели (мишени).
  3. Диафрагма должна быть открытой.
  4. Отключение функции «ЛайвВью» с возвращением аппарата в режим «One-Shot AF» с выставленным на центральной точке фокусом. Штатив и кольцо фокусировки трогать при этом нельзя.
  5. Следует в полсилы нажать на кнопку AF или спуск затвора, следя за показателями расстояния на самом объективе и кольцом фокусировки. Последнее должно оставаться неподвижным. Если ничего не сдвинулось, то юстировка не требуется.
  6. Если же шкала расстояния или кольцо все-таки сдвинулись, необходимо зафиксировать, куда именно. Если у модели имеется подстройка автофокуса, необходимо внести соответствующие исходным параметрам поправки.

Чистка объектива в домашних условиях

Чистка объектива фотоаппарата – один из основных ритуалов ухода за техникой, который приходится проделывать практически каждому пользователю. Как правило, объектив начинает нуждаться в очистке после того, как попадает под дождь или после съемки в пыльную ветреную погоду. Чем шире окружность объектива, тем больше вероятность, что на ней начнет скапливаться всякий мусор.

Для того чтобы протереть объектив фотоаппарата, необходимо чистое помещение и несколько приборов.

Сначала необходимо осуществить продувку при помощи специальной груши (ее стоимость не превышает 100 рублей). Кончик груши подносится на максимально короткое расстояние к объективу и осуществляется сам процесс. В некоторых случаях, в особенности после попадания сухой пыли, обычной продувки может быть вполне достаточно.
Если мусор на линзе все же остался, ее можно «подмести» при помощи специальной кисточки. Данный маневр не повредит чувствительную линзу и позволит удалить наиболее крепко прилипшие пылинки. Как правило, этот способ позволяет очистить поверхность линзы от нежелательного сухого мусора. Против влажных и маслянистых разводов он бессилен. Для борьбы с разводами необходимы быстро испаряющиеся растворы, которые наносятся на тряпку из микрофибры. После нанесения у пользователя остается не так много времени, чтобы почистить поверхность: такие растворы очень быстро «сохнут» (испаряются).
Если оба этих метода не помогли, необходимо использовать специальный карандаш либо тряпочку из микрофибры

Важно помнить, что использовать ватные диски нельзя — они могут оставить частицы ваты на линзе, что приведет к дополнительному загрязнению.

Карандаш для очистки оптики имеет две стороны: графитовую и более мягкую. Графитовая часть необходимо для очистки от застывшего мусора. Следует аккуратно использовать этот прибор, чтобы не повредить чувствительную оптику. Для очистки проблемных зон (края объектива) лучше всего будет прибегнуть к мягкой стороне чистящего карандаша.

В случае использования всех трех приспособлений (тряпочка, карандаш и шваброчка) необходима крайне аккуратно притрагиваться к поверхности объектива, ведь линзу очень легко повредить. Если есть сомнения в собственных силах, лучше будет почистить объектив в сервисном центре.
Владея основными знаниями об устройстве и эксплуатации объектива, пользователь всегда будет иметь возможность самостоятельно диагностировать и устранить легкие неисправности в случае их возникновения

К тому же, информация о строении и типах объективов фотоаппарата позволяет более трезво оценивать свои перспективы в фотосъемке, что очень важно для начинающих фотографов

Принцип работы фотоаппаратов

Принцип работы цифровых и пленочных фотографических аппаратов, в общем, идентичен. Сильно упрощенную его схему можно представить следующим образом:

  • после нажатия кнопки открывается затвор и отраженный от объекта свет поступает через объектив внутрь фотографического аппарата;
  • в результате происходит формирование картинки на светочувствительном элементе (матрице или пленке) – фотографирование;
  • затвор закрывается, после чего аппарат готов далее делать снимки.

Весь описанный процесс фотографирования проходит за доли секунды. У разных моделей фототехники из-за их конструктивных особенностей детальное его протекание различается.

В отличие от пленочных фотоаппаратов в цифровых вместо фотохимического сохранения изображений применяется фотоэлектрический способ. Его суть заключается в том, что световой поток преобразуется в электрический сигнал, который после записывается на носитель информации (цифровое запоминающее устройство).

Запечатленное изображение сразу доступно для просмотра на жидкокристаллическом дисплее, что очень удобно для оценки полученного результата. Его можно сохранить на компьютере или ноутбуке для дальнейшего просмотра, хранения, редактирования, передачи (например, по сети Интернет) либо печати на фотобумаге с использованием принтера.

Светофильтры

Практически все объективы могут использоваться вместе со светофильтрами. Чаще всего фильтры накручиваются на объектив спереди, для чего в оправе объектива предусмотрена специальная резьба. Однако в тех случаях, когда передняя линза объектива отличается необычайно большим диаметром или излишне выпуклой формой, традиционное использование фильтров физически затруднено, в связи с чем и резьба для фильтров может попросту отсутствовать. Существуют два основных подхода к решению этой проблемы. Супертелеобъективы обычно снабжаются выдвижной обоймой, в которую можно вложить стандартный светофильтр небольшого диаметра, после чего обойма вставляется внутрь объектива через специальную прорезь. Многие же сверхширокоугольные объективы в принципе не совместимы со стеклянными фильтрами и вместо этого имеют на хвостовике зажимы для тонких фильтров из пластиковой плёнки. Очевидно, что как внутреннее, так и заднее расположение светофильтров исключает возможность использования прозрачных фильтров для защиты передней линзы от грязи и царапин, предъявляя к вашей аккуратности повышенные требования.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий