Почему взрываются газовые баллоны: основные причины и превентивные меры

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЧИНЫ ВЗРЫВА ГАЗА

  • Основной причиной взрывов бытового газа является нарушение требований правил безопасности при эксплуатации газовых приборов.
  • Обычно утечки газа происходят в результате пробоя гибкого шланга, соединяющего газопровод с плитой или засорения горелки.
  • Самопроизвольная установка газового оборудования.Считая эту работу несложной, а вызов мастера ненужным занятием, лишенным всякого смысла, некоторые делают это собственноручно. К сожалению, установка оборудования и подключение его к подаче газа осуществляется без профессиональных навыков и теоретических познаний. Посмотрели в интернете, спросили у соседа, что-то сами додумали и в результате можете получить взрыв. 
  • Несвоевременная замена оборудования, которое отработало свой срок эксплуатации.По-хорошему, плиту, котел или колонку стоит менять не позже чем через 15 лет. Даже если внешний вид и работоспособность находится на хорошем уровне и вам жалко расставаться с любимыми приборами, внутри они могут прилично износиться и служить источником газовой утечки. С новым оборудованием вероятность возгорания газа сокращается в разы (за счет наличия автоматических систем выключения).
  • Использование газовых баллонов.Что-бы не происходило, каких бы не было предупреждений и разъяснительных бесед люди все равно приносят в свои дома баллоны, наполненные газом и хранят их на балконах после использования. Этого категорически нельзя делать, особенно в зимнее время года. Из-за перепадов температур на улице и в доме газовые баллоны становятся очень взрывоопасными и неконтролируемыми. Заправлять баллоны необходимо только на специализированном оборудовании, хранить и перевозить в соответствии с общепринятыми правилами. 
  • Износ газовых труб
  • Неправильная эксплуатация газовых плитК примеру, если кипящая в кастрюле вода выльется на газовую конфорку, огонь погаснет, но газ продолжит поступать. Постепенно он заполнит кухню, и малейшая искра может спровоцировать взрыв.

Итак, причины взрыва газового баллона на авто с ГБО

  1. Низкое качество ГБО. Покупая дешевые аналоги запчастей и комплектующих, вы рискуете своими руками создать бомбу замедленного действия в своем авто. Дешевые “ноунэйм” детали не имеют надлежащего качества, не проходили испытаний на предмет совместимости и безопасности, поэтому от них можно ждать всего чего угодно. Если же газовый баллон окажется подделкой или это будет какой-то очень бюджетный вариант неизвестного происхождения, в процессе эксплуатации такой резервуар может не выдержать давления и сдетонировать. То же самое касается мультиклапана, от которого зависит как поведет себя система в случае избыточного давления. В идеале полноценный качественный мультиклапан сбрасывает избыточное давление путем аварийного сброса газа в атмосферу. Если “мультик” плохого качества или имеет дефекты. сброс не произойдет, а баллон разорвет от давления.
  2. Эксперименты и модификация. В погоне за экономией и удобством владельцы нередко прибегают ко всяческим уловкам, которые позволяют им получить еще больше выгоды от ГБО. Различные эксперименты с мультиклапаном порою заканчиваются печально. Удаление или подгибание поплавка, отключение или удаление предохранительного клапана и прочие извращения, которые люди выполняют на свой страх и риск в результате приводят к тому, что баллон взрывается. Поплавок не перекрывает подачу, а значит топлива входит больше, чем положено, некоторые умудряются заполнить под завязку. В результате при повышении температуры воздуха баллон не выдерживает давления и происходит взрыв. Если мультиклапан модифицирован и удален предохранительный клапан, аварийный сброс невозможен. Поэтому в жаркие дни, давление внутри газового баллона увеличивается до состояния критического, после чего резервуар просто разрывает.
  3. Срок службы и повреждения. Многие ошибочно полагают, что после установки ГБО, его можно эксплуатировать чуть ли не до конца службы авто. Это не так! Баллон подлежит опрессовке каждые 2 года эксплуатации, а спустя 10 лет он подлежит полной замене. Помимо этого, следует регулярно производить осмотр состояния баллона и прочего оборудования на предмет целостности. Есть другие факторы влияющие на износ оборудования, например, такие как коррозия. Если баллон начал интенсивно ржаветь, в его надежности нельзя быть уверенным. Также следует учитывать различные физические повреждения (потертости, удары, трещины, и т. д.), которые также могут привести к нарушению целостности резервуара и к взрыву баллона в конечном итоге.
  4. Нарушение техники безопасности. Есть те, кто панически боится ГБО и обходит такие стороной, есть и другие, которые пренебрегают всеми известными правилами ТБ. В итоге взрыв происходит по причине халатного отношения к взрывоопасным веществам. Это могут быть кузовные работы, которые проводились с применением газовой горелки или рихтовочные работы, в ходе которых повреждался баллон. Также нередки случаи, когда взрыв баллона происходил из-за критического нагревания или утечки газа, которую вовремя не устранили.

На самом деле причин может быть гораздо больше, однако описать их все просто невозможно. Во многом все зависит от конкретного случая и ряда событий, которые в последствии приводят к взрыву.

Почему случаются взрывы

Разрушение (взрыв) баллона возможно при наличии таких неисправностей:

  1. Появление микротрещин в результате коррозии металла (именно поэтому в последних поколениях оборудования не используют металлические емкости и трубопроводы).
  2. Нарушение герметичности вследствие мощного удара (это приводит к утечке, но не обязательно к взрыву).
  3. Емкость перегревается, в результате газ стремится к расширению и создает колоссальное давление. Но бояться не стоит, ведь при разработке баллоны проходят испытания под огромными температурами (рабочий диапазон примерно от -40 до +650 С). Одна из причин, почему взрываются газовые баллоны в машине от перегрева, – резкий перепад температур. Например, в сильные морозы водитель ставит автомобиль в теплый гараж, да еще и таким образом, что баллон находится в самой обогреваемой зоне.
  4. Переполнение баллона. Именно заполненная на 100 % емкость может привести к вышеуказанному взрыву от перепада температур. Чтобы этого не произошло, применяется мультиклапан, который при наполнении 80 % объема баллона перекрывает доступ к его заправке.
  5. Еще один возможный вариант – установка некачественного ГБО и неправильная настройка системы.

Простая утечка газа в машине. Что это будет?

Газ, как бензин или дизель, может вытекать из автомобиля в результате неисправности топливной системы. В случае, например, с дизельным топливом даже существенная утечка топлива может долго оставаться незаметной. Утечку бензина вы обнаружите намного быстрее из-за появившегося характерного запаха бензина. Кстати, утечка бензина опасна, поскольку капли топлива могут попасть на нагретый катализатор, в результате чего машина может загореться.

Когда дело доходит до утечки газа, то вы также можете почувствовать характерный запах газа. Кстати, газ тяжелее воздуха и может накапливаться в различных полостях машины. Но для того чтобы накопленный в объеме газ воспламенился, нужно, чтобы его концентрация в машине достигла больших значений. В таких объемах газ не останется незамеченным. Вы обязательно почувствуете запах газа даже при маленькой концентрации. 

Меры безопасности, которые должны войти в привычку при использовании бытового газа

Всегда нужно помнить о правилах безопасности, которые должны выполняться на подсознательном уровне.

Прежде чем разжечь газовую плиту требуется проветрить помещение хотя бы на короткое время Соблюдайте последовательность включения газовых приборов: сначала зажгите спичку, а затем откройте подачу газа. Перед включением духовки она должна быть проветрена. Газ должен гореть равномерным голубым пламенем. Если в пламени присутствуют желтые язычки, значит горелка засорилась. Еще пламя может отрываться от горелки. Это свидетельствует о поступлении большого количества воздуха. В обоих случаях требуется вызывать мастера, который устранит неполадки. Каждый пользователь газового оборудования должен заключать договор на профессиональное техническое обслуживание приборов и своевременно его продлевать. Владельцы частных домовладений в период отопления должны регулярно проверять вентиляционные отверстия и выходы на предмет закупорки и намерзания льда. Не оставляйте работающие газовые приборы без присмотра, если они не имеют соответствующей автоматики и не рассчитаны на непрерывную работу. Постоянно проверяйте тягу вентиляции и/или держите форточки в помещениях, где установлены газовые приборы, открытыми. Дети дошкольного возраста не могут быть допущены к газовым приборам. Также, как и лица, которые не отдают контроля своим действиям и не прошли предварительно инструктаж. Запрещено использование газовых приборов не по назначению: для сушки вещей, нагрева помещения и т.п. В помещении с работающими газовыми приборами запрещается спать и отдыхать. По окончании пользования газом нужно закрыть краны на газовых приборах, вентили перед ними, а при пользовании баллонами — и вентили баллонов. Газовые баллоны (рабочий и запасной) для бытовых газовых приборов желательно располагать вне зданий (в пристройках, цокольных и подвальных этажах) у глухого простенка на расстоянии не ближе 5 м от входов в здание

Пристройки должны быть выполнены из негорючих материалов. Для выявления наличия утечек бытового газа используют мыльный раствор, но никак не открытый огонь. Все работы, которые относятся к газовому оборудованию или газопроводу, производятся специальными лицензированными организациями. При отъезде на длительное время нужно перекрыть все вентили на газовой трубе

Проявляйте внимание к пожилым соседям, которые могут забыть выключить газ, и настороженно относитесь к неблагополучным соседям… Хотя в случае чего это и не очень то поможет, если, конечно, вы живете не в коммуналке

Своевременная проверка оборудования в разы снижает вероятность возникновения опасных ситуаций (котлы и колонки проверяются раз в год, а плиты — раз в три года.

хотя если плиты старые то лучше проверять каждый год). Шланг, соединяющий газовую магистраль с плитой, не должен быть пережат стоящим на нём предметом или натянут, изогнут, скручен

Лучше всего закрепить его с помощью зажимов безопасности над полом.Обратите внимание, что шланг, соединяющий газовую магистраль с плитой, должен быть специально изготовлен для данного вида эксплуатации и иметь соответствующую маркировку. В бытовых условиях, как правило, используются шланги красного цвета (с красной полосой) I класса

Шлаг для подачи кислорода в газовый прибор маркируется синим цветом и относится к III классу. Расширенная информация о предназначении шланга указывается в характеристиках изделия.

Убедитесь, что гибкие шланги плотно надеты на кран. Рекомендуемая длина такого шланга — до 2 метров, срок эксплуатации — до 4 лет (оптимально — 2 года), после чего его следует заменить. После каждого использования газовой плиты рекомендуется закрывать кран на трубе, перекрывая доступ газа.

Очень хороший совет – по возможности поставьте сигнализацию от утечки газа. В случае утечки включит звуковой сигнал. А некоторые смогут и перекрыть газ.

Минусом его является цена и необходимость периодически производить проверку и обслуживание. Устанавливать анализатор в непосредственной близости от окна или вентиляционного канала, избегать установки в места, куда постоянно попадают солнечные лучи. В результате воздействия высоких температур газоанализатор может прийти в негодность. Однако если другого подходящего места нет, то нужно установить на прибор защиту от солнца. Важным условием эксплуатации газосигнализатора является постоянное содержание его в чистоте. Потому что даже небольшое загрязнение датчиков может привести к нестабильной работе прибора.

Общие сведения о ГБО

Газобаллонное оборудование устанавливают с целью экономии на топливе. Средняя стоимость бензина значительно выше, чем цена на пропан или метан. Поэтому за счет перехода на ГБО можно существенно снизить затраты на содержание машины

Помимо этого, важное преимущество газового топлива заключается в том, что при его сгорании в атмосферу попадает меньше загрязняющих частиц

ГБО представляет собой вспомогательную систему, состоящую из нескольких элементов. Основным является баллон – емкость, в которой хранится газ. Отсюда топливо попадает в двигатель, где за счет сгорания приводит его в действие.

Установка ГБО производится на станциях техобслуживания и сервисных автоцентрах. Самостоятельный монтаж в большинстве случаев невозможен, так как для этого требуется специальная аппаратура, инструменты и знания в области автомеханики. В соответствии с действующим законом, водитель при установке газобаллонного оборудования обязан произвести регистрацию в ГИБДД.

Сильный взрыв кислородного баллона от масла

Самый сильный взрыв, и как следствие пожар, происходит из-за контакта жидкого кислорода с маслами. При их контакте образуются перекисные взрывоопасные соединения, которые могут детонировать и взорваться от нагревания баллона, его трения, удара или сотрясения. Опасность образования такого вещества увеличивается при высокой концентрации в воздухе кислорода. Особенно опасно соединение масел с кислородом под сильным давлением или его жидким вариантом. Возгорание и взрыв могут возникнуть и при заправке баллона, когда в него случайно попадает масло. Часто возникают взрывы кислородных баллонов при открытии вентиля на кислородном баллоне рукавицами, испачканными маслом. Поэтому в местах хранения кислорода обязательно должна висеть надпись «маслоопасно».

Фотографии в этой статье отображают последствия взрыва кислородного баллона 18.01.2010 года в 7-й городской больнице города Луганск. Фото взяты с официального сайта луганского городского головы луганского городского совета и его исполнительных органов.

Меры безопасности

При эксплуатации газового баллона нужно соблюдать следующие правила.

  • Нельзя держать сосуд с газом вблизи источника тепла. Если расстояние между баллоном и нагревателем меньше метра, необходимо устанавливать специальный экран, останавливающий доступ тепла.
  • Категорически воспрещен самостоятельный ремонт сосуда, а именно резьбы горловины, этим может заниматься специалист с доступом, разрешающим данный вид работ.
  • Услышав запаха газа, необходимо обратиться за помощью в газовую аварийную службу, самостоятельно осуществлять ремонт и разбор оборудования запрещено, это право принадлежит заводу-изготовителю.
  • Перенос на плече баллона запрещен. Перемещение следует осуществлять двум людям, лучше воспользоваться специальными носилками. На небольшое расстояние его можно перекатить одному человеку, при этом немного наклонив.
  • Транспортировка сосудов с газом разрешена только на специально оборудованном автомобиле. Допустима перевозка одного баллона для собственного использования, но перед этим необходимо устранить вероятность утечки, надев специальный чехол для переноски.

Какие действия нельзя осуществлять самостоятельно в отношении газового оборудования?

  • Осуществлять ремонт газового оборудования и приборов запрещено.
  • Газовые трубы нельзя использовать для заземления и привязывать на них бельевые веревки.
  • Устранять дефекты газовых труб самостоятельно также запрещено.
  • Ни при каких обстоятельствах нельзя покидать дом с включенной плитой.

Большая часть взрывов приходится на зимний период, из-за большого температурного перепада с момента заправки баллона до его использования. Но взрыв газа происходит вследствие неправильного пользования, так как априори температурный перепад не способен вызвать взрыв, изделию присущ широкий рабочий температурный интервал (– 40 до 50 градусов).

Необходимо своевременно проходить освидетельствование баллона с газом!

Почему может произойти взрыв

Считается, что самопроизвольно взрыв газа в машине произойти не может. Чтобы метановый или пропановый баллон взорвался, необходима длительная искра или другой высокотемпературный источник. Емкость для топлива имеет толстую внешнюю поверхность и самостоятельное возгорание невозможно. Чтобы определить, почему газовые баллоны взрываются, нужно рассматривать общее состояние ТС.

К распространенным причинам относят следующие:

  • Неправильный монтаж ГБО.
  • Нарушения при эксплуатации.
  • Заводской брак баллона.
  • Микротрещины, вызывающие утечку топлива.
  • Неправильный температурный режим.
  • Превышение допустимого объема при заправке баллона.

Также взрыв газа в авто может произойти при нарушении целостности во время ДТП. Несмотря на то, что баллоны ГБО делают ударопрочными, некоторые производители используют небезопасные материалы, легко повреждающиеся при столкновении.

Взрыв газового баллона в машине: Видео

Чтобы ваше желание экономить на топливе не обернулось угрозой для жизни, в первую очередь, выбор и установку ГБО следует доверять профессионалам. При этом всегда требуйте, чтобы вам предоставили сервисную книжечку на установку.

Следите за перепадами температур и качеством топливного сырья и не забывайте следить за состоянием газовой топливной системы, вовремя проводите осмотри в сервисе. Если при эксплуатации вы заметили снижения уровня производительности автомобиля или почувствовали запах газа, срочно перейдите на классический вид топлива и обратитесь в сервисный центр.

А самое главное: будьте внимательными на дороге, ведь аварийные ситуации грозят взрывом для любой топливной системы.

  1. Низкое качество ГБО. Покупая дешевые аналоги запчастей и комплектующих, вы рискуете своими руками создать бомбу замедленного действия в своем авто. Дешевые «ноунэйм» детали не имеют надлежащего качества, не проходили испытаний на предмет совместимости и безопасности, поэтому от них можно ждать всего чего угодно. Если же газовый баллон окажется подделкой или это будет какой-то очень бюджетный вариант неизвестного происхождения, в процессе эксплуатации такой резервуар может не выдержать давления и сдетонировать. То же самое касается мультиклапана, от которого зависит как поведет себя система в случае избыточного давления. В идеале полноценный качественный мультиклапан сбрасывает избыточное давление путем аварийного сброса газа в атмосферу. Если «мультик» плохого качества или имеет дефекты. сброс не произойдет, а баллон разорвет от давления.
  2. Эксперименты и модификация. В погоне за экономией и удобством владельцы нередко прибегают ко всяческим уловкам, которые позволяют им получить еще больше выгоды от ГБО. Различные эксперименты с мультиклапаном порою заканчиваются печально. Удаление или подгибание поплавка, отключение или удаление предохранительного клапана и прочие извращения, которые люди выполняют на свой страх и риск в результате приводят к тому, что баллон взрывается. Поплавок не перекрывает подачу, а значит топлива входит больше, чем положено, некоторые умудряются заполнить под завязку. В результате при повышении температуры воздуха баллон не выдерживает давления и происходит взрыв. Если мультиклапан модифицирован и удален предохранительный клапан, аварийный сброс невозможен. Поэтому в жаркие дни, давление внутри газового баллона увеличивается до состояния критического, после чего резервуар просто разрывает.
  3. Срок службы и повреждения. Многие ошибочно полагают, что после установки ГБО, его можно эксплуатировать чуть ли не до конца службы авто. Это не так! Баллон подлежит опрессовке каждые 2 года эксплуатации, а спустя 10 лет он подлежит полной замене. Помимо этого, следует регулярно производить осмотр состояния баллона и прочего оборудования на предмет целостности. Есть другие факторы влияющие на износ оборудования, например, такие как коррозия. Если баллон начал интенсивно ржаветь, в его надежности нельзя быть уверенным. Также следует учитывать различные физические повреждения (потертости, удары, трещины, и т. д.), которые также могут привести к нарушению целостности резервуара и к взрыву баллона в конечном итоге.
  4. Нарушение техники безопасности. Есть те, кто панически боится ГБО и обходит такие стороной, есть и другие, которые пренебрегают всеми известными правилами ТБ. В итоге взрыв происходит по причине халатного отношения к взрывоопасным веществам. Это могут быть кузовные работы, которые проводились с применением газовой горелки или рихтовочные работы, в ходе которых повреждался баллон. Также нередки случаи, когда взрыв баллона происходил из-за критического нагревания или утечки газа, которую вовремя не устранили.

На самом деле причин может быть гораздо больше, однако описать их все просто невозможно. Во многом все зависит от конкретного случая и ряда событий, которые в последствии приводят к взрыву.

Требования к безопасности

Эксплуатация ГБО должна осуществляется в соответствии с несколькими правилами. Это позволяет предотвратить взрыв баллона в машине или другие потенциально опасные явления

Важно отметить, что для каждого поколения существуют свои требования. Но основные принципы эксплуатации актуальны для всех видов ГБО, вне зависимости от конструктивной специфики

Главные правила:

  • Монтаж и настройка ГБО должны производиться только квалифицированным специалистом.
  • Если после установки баллона заметно снизилась мощность двигателя, нужно немедленно обратиться в СТО.
  • Воздушные фильтры меняют через каждые 7 тыс. км пробега.
  • Систематически требуется сливать образующийся на баллоне конденсат.
  • При использовании ГБО в топливном баке должно оставаться не менее 10 л бензина.

Может ли взорваться ГБО в автомобиле

В баллонах предусмотрены вентили и клапаны, которые могут выдерживать предельное давление (и даже с запасом). Газопроводы топливной магистрали производят из медных сплавов, а в последних поколениях стали внедрять армированные пластиковые и даже термопластиковые трубы.

Риск утечки газа мизерный, но он все-таки есть, и это можно отнести к минусам ГБО.

Даже если герметичность в каком-то месте нарушена (что при правильной эксплуатации – редкость) и газ вырвался наружу, водитель сразу же почувствует резкий запах. В баллон добавляется специальный состав – одорант, который усиливает запах настолько, что даже при малейшей утечке человек почувствует его, примет меры и не даст газу достичь опасной концентрации в воздухе.

Предел взрываемости пропана – 2,1-9,5 %, пропан-бутана – 1,9-8,5%. Именно поэтому пропан-бутановая смесь уступает по безопасности метану. Еще один неприятный «бонус» – сжиженный газ тяжелее воздуха и при утечке оседает ближе к земле. Но даже при этих показателях одорант даст знать об утечке задолго до достижения отметки 2,1.

Метан взрывается при концентрации в воздухе в пределах 5–16 %, самая опасная концентрация – 9,5%. Если концентрация газа менее 5%, он не взрывается, а горит, хотя горение может происходить очень быстро, в виде хлопка, что также очень опасно для людей, но само по себе к взрыву баллона не приведет. Разве что начнется пожар и баллон взорвется от того, что давление в нем в результате нагрева повысилось.

Метан легче воздуха, и, покинув баллон, его потоки стремятся вверх. Накапливаться он может только в закрытых помещениях, под потолком.

Допустим, события развиваются по худшему сценарию и газа в воздухе достаточно для потенциального взрыва. Без хорошей искры детонация не произойдет.

Неблагоприятные факторы для ГБО при утечке – горение проводки и других деталей авто. Поэтому взрыв может произойти только под действием мини-пожара в остальных системах.

Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен при условии, что он качественно изготовлен, испытан и оборудован в соответствии с правилами и требованиями к ГБО.

Основное о газовых баллонах

Незаменимость до настоящего времени газовых баллонов в быту может с уверенностью подтвердить значительная часть населения России.

Для многих людей использование баллонов со сжиженным газом — это не просто возможность иметь дополнительные удобства на даче, а единственно доступный вариант газификации своего жилого дома

На государственном уровне Ростехнадзором обозначены общие проблемы по использованию газовых сосудов, о которых необходимо знать, так как они связаны с их безопасным использованием:

  • устаревший парк — около 90% всех баллонов не защищены от переполнения во время заправки;
  • отсутствие чёткого государственного регулирования в области обращения баллонов на рынке, к чему можно отнести наличие нелегальных заправок;
  • необходимость совершенствования и доведение норм технических параметров до международных стандартов.

Несоответствие этим требованиям и рекомендациям европейской комиссии накладывает сложность в обеспечении безопасности используемой в России и импортной газобаллонной продукции.

Кроме знания общих проблем, чтобы легче было представить причины, приводящие к взрыву, и условия, которые могут способствовать этому, полезным будет знать, какие существуют баллоны, разобраться с устройством, понять некоторые нюансы из физики взрыва и горения используемой в них смеси.

Виды сосудов для газа

В зависимости от области применения, используемого наполнителя и способов подключения, газовые сосуды могут отличаться как конструктивно, так и по материалу, из которого изготовлен корпус.

Для бытовых нужд, как правило, используются металлические (стальные) газовые сосуды или колбы из композитных материалов. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы

Наиболее популярны металлические баллоны, как новые, так и сосуды старого парка. Главная причина повышенного спроса на резервуары этого типа — относительно невысокая цена на них и большое количество предложений на рынке, в том числе, за счёт емкостей, изготовленных ещё в советские времена.

Но именно стальные баллоны подвержены наибольшей опасности взрыва и, следуя принципам безопасности, требуют соблюдения ряда условий при их хранении и эксплуатации. Поэтому подробней остановимся именно на них.

Как устроен баллон?

По конструкции газовый сосуд напоминает обычную зажигалку, ёмкость которой также заполнена веществом, находящимся в двух агрегатных состояниях. Часть резервуара занимает газ в жидкой фазе, оставшееся свободное пространство заполнено этим же веществом, но в газообразном (рабочем) виде. Через запорное устройство газ поступает в соответствующее оборудование для поджига и использования по назначению.

Стандартная комплектация газового баллона включает в себя:

  1. Сам сосуд для газа или обечайка, цилиндрической формы и с минимальной толщиной стенок 2 мм.
  2. Баллонный вентиль с запорным элементом и маховиком.
  3. Кольцевая опора (башмак), обеспечивающая устойчивое вертикальное положение ёмкости с газом.
  4. Кожух, защищающий вентиль от повреждений и загрязнений при транспортировке, хранении и эксплуатации.

На специальную резьбовую деталь — кольцо горловины баллона крепится колпак.

Полезным технически и в плане безопасности устройством, которым могут быть оснащены газовые баллоны, является пропановый редуктор в комплекте с манометром

Его применение позволяет снижать, стабилизировать и поддерживать давление смеси в заданных для конкретного газового потребителя значениях. Такой адаптер легко устанавливается на баллонах любого вида.

Газовая смесь для бытовых баллонов

Наполнителем для баллонов служит углеводородный газ — смесь пропана и бутана, которая закачивается в сосуд под давлением до 15 МПа.

Соотношение этих углеводородов определяет сезонность использования смеси или конкретный регион. Дело в том, что при относительно одинаковых основных свойствах, пропан и бутан имеют существенную разницу значений температур испарения: бутан — 0,5 °С, пропан — 43 °С (со знаком минус).

В связи с нецелесообразностью производства для каждого региона отдельных марок баллонного газа, ГОСТом предусмотрена унифицированная пропан-бутановая смесь с определённым процентным соотношением этих газов

Знание принципа смешения используемых в газовых резервуарах углеводородов имеет существенное значение не только в возможности удешевить топливо (бутан дешевле пропана), но и в снижении, из-за менее интенсивного испарения бутана, риска образования повышенного давления при значительном увеличении температуры окружающего воздуха. Резкое увеличение давления в резервуаре может послужить причиной его разгерметизации и, соответственно, взрыва или пожара.

Опасные факторы пожара

Любой пожар сопровождается проявлением опасных факторов пожара. Опасный фактор пожара (ОФП)фактор пожара, воздействие которого приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу .

Опасными факторами пожара (ОФП), воздействующими на людей и материальные ценности, являются:

  • пламя и искры;
  • повышенная температура окружающей среды;
  • токсичные продукты горения и термического разложения;
  • снижение видимости в дыму;
  • пониженная концентрация кислорода.

К вторичным проявлениям опасных факторов пожара

относятся:

  • осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;
  • радиоактивные и токсичные вещества и материалы из разрушенных аппаратов и установок;
  • электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;
  • опасные факторы взрыва, произошедшего в результате пожара;
  • воздействие огнетушащие вещества.

Около 73 % погибших при пожарах погибают от воздействия на них токсичных продуктов горения, около 20 %

от действия высокой температуры, около 5% от пониженного содержания кислорода. Остальные погибают от травм, полученных в результате обрушения строительных конструкций, разлета осколков при взрыве, из-за обострения и проявления скрытых заболеваний и психических факторов.

Опасные факторы пожара действуют во времени и пространстве и оказывают негативное влияние на человека, материальные ценности, окружающую природную или техногенную среду одновременно.

При пожарах, как правило, наблюдается сочетанное воздействие сразу нескольких ОФП.

Предполагается, что полный поражающий эффект от такого воздействия будет больше, чем от простого суммирования воздействий отдельных составляющих. Такое явление, когда результат взаимодействия не является простой суммой частных действий, а порождает качественно новые результаты, зависящие от всей совокупности взаимодействий, носит название синергизм

. Однако пока еще нет достоверных данных, подтверждающих или опровергающих это предположение.

Основополагающим документом, базирующимся на вероятностном подходе, является ГОСТ 12.1.004 – 91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие правила. Этот документ регламентирует требования к мероприятиям по пожарной профилактике.

В соответствии с этим стандартом объекты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений, на требуемом уровне. При определении требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности людей принимается, что вероятность предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека должна быть не менее 0,999999, а допустимый уровень пожарной опасности для людей – не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.

В табл. 17 приведены предельные значения опасных факторов пожара.

Таблица 17

Предельные значения опасных факторов пожара

Опасный фактор Предельное значение
Температура среды

Тепловое излучение

Содержание оксида углерода

Содержание диоксида углерода

Показатель ослабления света дымом на единицу длины

70 оС

500 Вт/м2

0,1 % (об.)

6 % (об.)

Менее 17 % (об.)

2,4

Выводы и полезные видео по теме

Причины взрывов газовых баллонов на примерах реальных фактов и что можно и что нельзя делать при их использовании:

Как правильно использовать газовые баллоны в быту и каким требованиям они должны соответствовать:

При всех имеющихся факторах риска, сопровождающих работу газового оборудования, нет причин поддаваться страху и отказываться от удобства использования их в повседневной жизни.

Теоретические знания причин и условий, сопровождающих взрыв бытовых газовых баллонов, призваны помочь преодолеть этот страх. А соблюдение вышеперечисленных норм их безопасного использования послужит надежной страховкой от серьезных последствий взрыва газа и пожара.

Если у вас есть ценная информация, которая может дополнить наш материал, поделитесь ею с другими посетителями сайта – оставьте свои комментарии в блоке ниже. Там же вы можете задать интересующие вопросы по теме статьи.

Источник – https://sovet-ingenera.com/gaz/safety/vzryv-ballona-s-gazom.html

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий