Как устроен кондиционер?
Механизм работы кондиционера известен: компрессор внешнего блока (конденсационного) откачивает пары хладоагента из внутреннего блока (испарительного), они сгущаются, разогреваются, отдают тепло окружающей среде через радиатор внешнего блока, потом водянистый хладоагент подается в испаритель внутреннего блока, испаряется там, поглощая тепло помещения, и цикл повторяется. Отсюда видно уже одно уязвимое место – насос компрессора кондиционера. Работая в таких томных критериях, он должен представлять собой довольно непростой агрегат. Так оно и есть – в бытовых кондиционерах употребляются кулачковые вакуумные насосы. Его сердечко – два либо три (в таком случае на каждом роторе три кулачка) ротора сложной конфигурации в герметичной камере, см. рис. Дополнительных уплотнений, наподобие поршневых колец, прокладок, клапанов и т.п. нет; подходящая плотность и однобокое действие обеспечиваются только за счет прецизионной точности обработки деталей. Какая-то еще конструкция не даст подходящей производительности при таких перепадах температуры и давления.
Сейчас понятно, почему насос так уязвим: мельчайшая царапинка от пылинки, ледышки либо куска окиси с труб – и кондиционер будет растрачивать электричество на то, чтоб попусту размешивать хладоагент, а не охлаждать помещение. Ведь с одной стороны насоса – пар фреона при минус –70 градусов (приблизительно) при давлении в толики атмосферы, а с другой – его же конденсат при +80 при давлении в несколько атмосфер. А фреон только текуч.
Конкретно ради сохранности насоса кондиционеры продаются заполненными очищенным инертным газом под давлением (вспомните, его стравливали при установке), а перед наполнением системы откачиваются до вакуума, чтоб удалить пары воды – замерзнув в системе, они дадут наледь, которая стремительно выведет кондиционер из строя.
Зная все это, попробуем разобраться, как снять кондиционер самому, и каковы при всем этом причины риска.
Разборка в зимнее время
Если температура на улице снизилась до —5°С и более, рекомендуется воздержаться от демонтажа по следующим причинам:
- не удастся перекачать хладагент во внешний модуль;
- на морозе нельзя разбирать соединения, откручивать заглушки и закрывать сервисные порты;
- в результате разборки часто выходят из строя сальники сервисных вентилей.
В ситуации, когда без снятия сплит-системы при отрицательной температуре не обойтись, обязательно прогрейте штуцеры наружного блока строительным феном. Затем открутите заглушки и закройте оба вентиля, сохранив таким образом часть фреона, оставшегося в контуре наружного блока. Затем медленно открутите магистрали от штуцеров и отсоедините их, выпустив вторую часть хладагента в атмосферу. Дальше действуйте по алгоритму, описанному выше.
При температуре выше —5°С работы можете выполнять по стандартной инструкции, но желательно пользоваться манометром для контроля над перекачиванием хладагента. Если станете действовать «на глазок», то можете не угадать время выдержки и всё равно потеряете часть фреона. Столь же опасно передержать компрессор в работе без охлаждения (а он охлаждается циркулирующим фреоном), от перегрева он может выйти из строя.
Вы успешно демонтируете домашний кондиционер, если возьмётесь за работу в тёплый период года и станете соблюдать приведённую инструкцию. Нельзя упускать ни единой мелочи, действовать очень аккуратно и без спешки. Не пренебрегайте манометром, поскольку потеря хладагента сведёт к нулю всю экономию от данной процедуры.
1 Можно ли демонтировать кондиционер
Демонтаж кондиционера с сохранением фреона можно осуществить своими руками в связи с переездом, заменой старой технику на аналогичную, переносом кондиционера в другое место, ремонтом, капитальной перестройкой и перепланировкой помещения. В последнем случае демонтаж нужно производить при превращении помещения в склад.
Достаточно купить специальный инструмент и знать о существовании некоторых технических тонкостей. Тогда появляется вопрос о необходимости затраты времени и сил при возможности вызова специалистов, которые могут произвести работы в течение короткого времени.
Это возможно сделать, но имеются несколько первопричин, по которым демонтировать кондиционер с профессиональной помощью не нужно:
- цена является самым важным аспектом. Средняя цена на демонтаж сплита равна 4 тысячам рублей. Это касается небольших квартирных моделей. При наличии солидных габаритов у модели, то цена возрастет на 10 тысяч рублей. Достаточно много для бюджета.
- вероятность попадания на монтажников, которые работают непрофессионально и некачественно. Желание некоторыми людьми иметь собственный бизнес приводит к тому, что они нанимают людей, которые не разбираются в своем деле. Они нанимают людей, которые не умеют осуществлять монтаж и демонтаж кондиционерного оборудования. По этой причине повышается шанс некачественного выполнения процедуры.
Но нужно понимать, что не всегда ручное снятие сплита может окончиться успешно. Часто проблема заключается в полной утечке фреона, который является достаточно дорогим. Цена нового фреона – не меньше 1500 рублей. По этой причине во время кондиционерного снятия всю работу нужно производить незамедлительно.
1.1 С сохранением фреона
Демонтировать сплит систему можно тремя способами. Традиционный метод заключается в закрытии во время сплита крана на выходе со внешним блоком. Через пару минут происходит перекрытие второго крана и выключения сплита. Для отключения системы следует позвать на помощь.
Шаги выполнения работ:
- Открутить на краниках заглушки. Подсоединить измерительные системы в виде манометров. Следует быть аккуратным при этих процедурах во избежание получения ожога и использования перчаток.
- Запустить кондиционер на охлаждение. Настроить самый низкий температурный режим.
- Шестигранным ключом закрыть кран тонкой трубочки. По часовой стрелке закрутить гайку. Понизить давление на манометре.
- Спустя двадцать секунд закрыть кран с трубкой. Немедленно отсоединить кондиционер из сети.
Второй способ заключается в отсутствии манометров. Последовательность такая же, как и в предыдущем случае, только без пропуска первого пункта. На четвертом этапе подождать.
Третий метод следует использовать при отсутствии другого понимания. К примеру, при отрицательной температуре на улице или отсутствии возможности дождаться мастера. При таком способе закрыть несколько кранов. Фреонный остаток убрать и открутить гайки.
Сохранение фреона
Климатическую технику можно снять тремя методами:
С хладагентом и сохранением давления в холодильном контуре. Для проведения работы требуется манометрическая станция которая есть в наличии у наших мастеров. Метод подходит для исправной техники, не требующей дозаправки охлаждающей жидкости.
С хладагентом без контроля по давлению. Способ используют, если после демонтажа внутреннего блока планируется замена фреона.
Без сохранения фреона. Если оборудование полностью вышло из строя или планируются серьезные работы, охлаждающая жидкость выпускается в воздух. Это нерациональный метод, к нему прибегают редко.
1.2 Без его сохранения
Без фреона рабочего внешнего блока демонтировать кондиционер можно, но потом его придется выкинуть. Причиной будет служить поломка компрессорного вакуумного насоса.
Как производится спуск фреона
Снять рабочий кондиционер можно несколькими способами.
- Используется обыкновенная манометрическая станция. С ее помощью откачивается весь фреон.
- Использование специальной станции, подключенной к баллону с двумя вентилями. Такое устройство выкачивает жидкий и газообразный фреон.
Первый вариант считается более простым. Однако для этого необходимо запускать кондиционер. А делать это можно, только если на улице не слишком холодно.
Второй вариант сложнее, но использовать его практически в любых ситуациях, даже когда холодно, и включать кондиционер запрещается. Кроме того, данный способ обладает ещё одним преимуществом: из конденсатора будет полностью откачан фреон. Благодаря этому допускается транспортировать кондиционер с места на место.
Использование такой станции позволяет провести демонтаж зимой
Распространенные ошибки
Иногда при самостоятельном демонтаже возникают ошибки, которые могут сказаться на технических характеристиках при будущей эксплуатации.
К ошибкам относятся:
Механические повреждения обоих блоков при несоблюдении мер предосторожности. Падение наружного модуля с большой высоты
Появление пыли в открытых трубках. Атмосферный воздух, содержащий водяной пар, может поступить в испарительный отсек. Опасность транспортировки кондиционера, заполненного фреоном. Вероятность повреждения элементов при жесткой перевозке изделия.
Человек, внимательно прочитавший рекомендации по демонтажу кондиционера, справится с поставленной задачей. Главное – соблюдать правила и запастись необходимым оборудованием.
Демонтаж кондиционера с сохранением фреона
Перед началом демонтажа следует подготовить все инструменты. Это разводной ключ для вращения разных гаек или набор рожковых ключей, шестигранник для открывания сервисных вентилей сплит – системы и отвертка. Кроме того, вам потребуются услуги помощника хотя бы потому, что самому снять кондиционер со стены достаточно тяжело.
Последовательность выполнения операции первым способом следующая: с сервисных вентилей наружной части скручиваем защитные колпачки и вставляем шестигранник в шлицы жидкостного вентиля с более тонкой трубкой (как правило, находится снизу). Затем включаем кондиционер на охлаждение в турбо – режиме. При этом выставляем самую низкую температуру воздуха, какая предусмотрена в вашей модели охладителя.
После включения магистраль с жидким хладагентом перекрывается путем закручивания вентиля, в который мы ранее вставили шестигранный ключ. С момента закручивания засекаем 1 минуту, в течение этого времени весь фреон должен перекачаться компрессором в наружный блок. Промежуток времени выбран согласно советам опытных монтажников, оттого этот метод и называется – «на глазок». По истечении минуты закручиваем и второй вентиль, перекрывая газовую магистраль, после чего надо немедленно выключить агрегат. Хладоноситель перекачан и можно браться за демонтаж.
Чтобы правильно выполнить демонтаж кондиционера, следует ослабить и открутить гайки крепления магистралей, отсоединить их, и скотчем либо изолентой тщательно обмотать патрубки, избегая попадания внутрь пыли или грязи при транспортировке. Затем с наружных участков фреоновой магистрали надо снять теплоизоляцию и вручную выровнять медные трубки, чтобы они легче проходили через отверстие в стене.
Далее, снимаем защитную крышку и ослабляем зажимы электрического кабеля, отсоединяем его и прикручиваем свободный конец к магистральным трубкам. Теперь остается только открутить гайки крепления наружного блока и вместе с помощником снять последний с кронштейна. Последняя наружная операция – демонтаж металлических кронштейнов.
Переместившись внутрь дома, снимаем лицевую панель агрегата и отсоединяем его от монтажной пластины. Магистрали вместе с кабелем можно демонтировать самостоятельно, открутив их от охладителя и аккуратно протянув сквозь стену. Эта же операция выполняется вместе с помощником, не откручивая трубки от агрегата. Последнее, что остается – это снять монтажную пластину со стены, теперь сплит – система полностью готова к транспортировке. Как произвести весь демонтаж, наглядно показано на видео:
Более правильно демонтировать кондиционер, перекачав фреон в наружный блок, ориентируясь по манометрическому коллектору. Последний подключается к сервисному патрубку с газообразным хладагентом и после включения агрегата и перекрытия жидкостного трубопровода на приборе видно, как в системе падает давление.
Когда оно достигнет нуля, необходимо закрыть второй вентиль, а охладитель сразу же отключить. Вся остальная процедура производится так же, как описано выше. Как данный этап выполнить правильно, можно посмотреть на видео:
Демонтаж наружного блока
Демонтаж сплит системы своими руками осуществляется несколько трудней, нежели аналогичный процесс с моноблочными кондиционерами вроде оконного или мобильного. В таких случаях требуется всего лишь перекрыть каналы подачи хладагента, включить девайс и подождать, пока вещество его покинет, чтобы не навредить окружающему помещению
Затем кондиционер выключают из сети, отсоединяют слив, осторожно снимают с креплений и отсоединяют патрубки, чтобы можно было окончательно снять девайс – абсолютно ничего сложного
Люди, думающие, как снять сплит систему, должны понимать, что первым делом осуществляется демонтаж наружного блока системы кондиционирования. Изначально нужно хотя бы вкратце ознакомиться с архитектурой девайса. На наружном блоке находятся два штуцера, поверх которых закручены крышечки. Визуально хорошо заметно отличие между этими патрубками: трубка, подсоединенная к первому, толще – это подводящий, или паровой, трубопровод; второй патрубок относится к отводящему, или жидкостному. Под крышечками находятся гайки, регулирующие подачу или отвод хладагента. Возле подводящего штуцера находится ниппель, благодаря которому стравливают фреон из кондиционера.
Согласно инструкции, отображающей, как правильно демонтировать сплит систему, снятие наружного блока осуществляется посредством следующих этапов:
С обоих патрубков снимают разводным ключом крышки, чтобы получить доступ к вентилям подводящего и отводящего трубопроводов.
К ниппелю парового штуцера подсоединяют манометрический коллектор.
Включают систему на всю мощность в режиме «охлаждение».
Затем, когда из внутреннего блока начал идти поток холодного воздуха, шестигранным торцевым ключом перекрывают вентиль жидкостного патрубка и внимательно следят за давлением хладагента в газообразном агрегатном состоянии благодаря манометрическому коллектору. Отдельные специалисты отмечают, что подключить манометр можно и после запуска системы, так как, по их заявлениям, таким образом можно избежать лишней течке компрессорного масла из сплит системы.
Когда давление падает ниже отметки нуля, вентиль парового патрубка перекрывают торцевым шестигранником и быстро выключают систему кондиционирования. Выполнив эти условия, весь хладагент будет находиться в конденсаторе наружного блока.
На этом этапе уже можно отсоединять трубопроводы от системы. Жидкостный парубок обычно откручивается без особых усилий, а вот с паровым всё не так просто. Дело в том, что, отсоединяя её, можно что-то оборвать или чему-то повредить, злоупотребив силой. Поэтому рекомендуется при откручивании гайки разводным ключом придержать вентиль, накрутив на него крышку, чтобы не повредить резьбу. В таком случае, когда все трубопроводы отсоединены, нужно быстро вентили закрыть крышечками или, если таковые отсутствуют, заглушить изолентой. Это предотвратит попадание в систему различных загрязнителей и обезопасит её. Другой способ отсоединить трубопроводы, который тоже обычно практикуется – обрезать медные трубки на расстоянии около двадцати сантиметров от парубков труборезом
Затем незамедлительно нужно их осторожно сдавить и согнуть под углом в 180°, чтобы внутрь ничего не попало. Ни в коем случае нельзя этим пренебрегать. Все трубы должны быть закрыты.
Работа с наружным блоком подходит к концу
Остаётся отсоединить электрические коммуникации с помощью крестовой отвертки.
И вот последний этап – необходимо отсоединить внешний блок системы от укреплений. Обычно он прикручен к ним четырьмя болтами М8, но могут также встречаться М6 и М10. Открутив всё, блок аккуратно ставят на устойчивую поверхность (можно на землю) и разбирают крепления – всё-таки могут пригодиться для установки системы в дальнейшем.
Все трубы должны быть закрыты.
Работа с наружным блоком подходит к концу. Остаётся отсоединить электрические коммуникации с помощью крестовой отвертки.
И вот последний этап – необходимо отсоединить внешний блок системы от укреплений. Обычно он прикручен к ним четырьмя болтами М8, но могут также встречаться М6 и М10. Открутив всё, блок аккуратно ставят на устойчивую поверхность (можно на землю) и разбирают крепления – всё-таки могут пригодиться для установки системы в дальнейшем.
Если кондиционер демонтируют временно, чтобы отвезти в ремонт, нет никакой необходимости снимать кронштейны, разобрать всегда успеется.
Демонтаж наружного блока может оказаться довольно сложным мероприятием
Как снять компрессор кондиционера
Наиболее серьезной неисправностью сплит-системы может стать поломка компрессора. Она возникает при:
- некачественно проведенном монтаже – отсутствии вакуумирования, нарушении правил прокладки фреонового трубопровода;
- использовании сплит-системы в недопустимом температурном диапазоне;
- заводском браке.
В таком случае тоже придется самостоятельно снимать ККБ кондиционера и разбирать его. Некоторые климатехники обходятся без полного демонтажа, но сделать это неспециалисту проблематично, так как в таком варианте доступ ко многим элементам сильно ограничивается.
Наружный модуль демонтирован, как теперь снять компрессор кондиционера? По сути, ничего сверхъестественного здесь нет:
- С корпуса внешнего блока убирают защитную крышку;
- Отсоединяют магистрали, идущие на нагнетание и всасывание, а также электрические провода, подходящие к вентилятору и компрессору;
- Откручивают крепления рожковым или торцевым ключом и снимают компрессор с виброгасителей.
Стоит учесть, что прежде чем снимать компрессор кондиционера, необходимо проверить степень испорченности масла. Если оно имеет неприятный запах и меняет цвет при тестировании на окисление, то понадобится замена + промывка ККБ. При нормальных свойствах и отрицательной реакции теста на окисление масла достаточно будет простой замены.