Конструкция шаровых кранов
Краны шаровые вне зависимости от вида корпуса и присоединения к трубопроводу, по своей конструкции и названию объединяет общее — это затвор виде шара в седле с уплотнительными кольцами.
Конструкция состоит из четырёх основных частей.
- Неподвижная часть шарового крана — корпус (разборный или цельносварной)
- Подвижная часть, затвор крана — шар с проходным отверстием, и управляющим штоком
- Уплотнительные элементы затвора шарового и штока — кольца и прокладки из фторопласта или иного уплотнительного материала
- Управляющий механизм — ручка или маховик, редуктор, пневмопривод или электропривод
Технические характеристики и требования ГОСТ
Для подбора подходящего изделия нужно знать частоту использования и его назначение. Так, запорная арматура с диаметром 1-1,5 дюйма подходит для нечастого применения и не рассчитана на постоянные высокие нагрузки. В противном случае она выйдет из строя.
Для бытовых целей подходят элементы диаметром 0,5-0,75 дюйма. Краны на 0,5 дюйма применяют для установки на трубы водоснабжения, а изделия 0,75 дюйма используют для систем отопления с циркуляционным насосом.
Модели с большим диаметром подходят для производственных целей или специального использования. Для бытовых нужд вполне достаточно арматуры размером 0,5-1,5 дюйма.
Шаровый кран – это запорная или регулирующая арматура?
Подавляющее большинство шаровых кранов, представленных на российском рынке, являются исключительно запорной арматурой, то есть продолжительное время их можно оставлять только в положении «закрыто» или «открыто». Почему у них именно такое назначение? Всё дело в их конструктивном исполнении.
Внутри корпуса (2) расположен полнотелый шаровый затвор (1), который открывает или полностью перекрывает поток воды. Для обеспечения герметизации в конструкции запорной арматуры имеется уплотнительное фторопластовое кольцо (3). В положении открыто/закрыто шар плотно прижимает кольцо к корпусу, благодаря чему исключаются протечки воды. Например, такая конструкция наблюдается в шаровом кране ЗУБР 4-51320-L и другой запорной арматуре подобного типа.
В положении «открыто» (а это более 99% времени эксплуатации крана) фторопластовое кольцо практически не изнашивается — оно не мешает прохождению жидкости. В положении «закрыто» оно тоже не изнашивается: циркуляции жидкости нет. А вот в промежуточном положении (частично закрыто) поток воды упирается в кольцо и вызывает его интенсивный износ (особенно в случае, если содержит большое количество механических примесей), а также образование отложений.
В итоге когда вам понадобится перекрыть воду, эти отложения будут мешать надежной герметизации соединения. Именно поэтому многие производители в инструкции по эксплуатации четко указывают, что регулирование потока шаровым краном запрещено. Вот небольшая вырезка из инструкции по эксплуатации шарового крана фирмы GROSS.
Требования к маркировке изделий
В соответствии с отечественными ГОСТами маркировка запорной арматуры наносится непосредственно на корпус изделия. Всю информацию о конкретной модели наносят с лицевой стороны, а знак товаропроизводителя – с обратной. Маркировка запорной арматуры на металлическую поверхность корпуса наносится тремя основными способами:
• штамповка. Представляет собой процесс деформации материала. Таким тиснением на поверхности корпуса арматуры создаются буквы и цифры. Долговечность данного тиснения такое же, как и у самой арматуры;
• гравировка. Является одним из древнейших способов нанесения на металлы надписей. Гравировку можно встретить на дореволюционных вентилях и кранах. Нанесения букв и цифр осуществляется с помощью резца, в роли которого может выступать штихель, фреза, пуансон (внешне похож на гвоздь);
• клеймение. Представляет собой достаточно сложный процесс, который потребует определенного навыка и профессионализма от исполнителя. Для нанесения используется специальное оборудование – электроискровой карандаш. Данный способ используется достаточно редко.
Следует отметить, что в зависимости от материала корпусных деталей, наружные поверхности запорной арматуры могут окрашиваться в соответствующий цвет:
• синяя покраска означает легированную сталь;
• голубая – коррозионную сталь;
• черный цвет окраски соответствует серому ковкому чугуну;
• серый – углеродистой стали.
Буквы и цифры на арматуру нужно наносить без наклона. Размер шрифта и стрелок (нанесение литьем) указываются согласно приложению «Д» к ГОСТУ 4446. Если используется метод гравировки, то нужно учитывать предписания ГОСТа 26.008-85. При использовании иных методов нанесения маркировки на арматуру нужно руководствоваться положениями ГОСТа 2930-62. Условные символы наносят с обеих сторон изделия. Лицевой частью считается правая сторона корпуса задвижки. Она определяет по направлению потока жидкости, нефти или газа. Если такие данные отсутствуют, то лицевая и обратная сторона изделия определяется в КД (п.4.2 ГОСТа 4446). Часть информации может быть нанесена на фланцы и присоединительные патрубки. Например, на фланце корпуса 6, на фланце соединения «корпус-крышка» 4, 8, 10-22. Если диаметр задвижки менее 50 мм, то необязательные символы можно наносить на бирку или информационную табличку.
Какой цвет наносят и почему Маркировка не единственное условие при изготовлении и использовании задвижек. Корпус и крышка окрашивается в конкретный цвет. Он зависит от разновидности металла, используемого при изготовлении арматуры (Приложение «Е»): Ковкий и высокопрочный чугун – черный. Углеродистая сталь – серый. Легированная сталь – синий. Высоколегированная сталь, жаростойкие и жаропрочные сплавы – голубой.
При покраске трубопроводной арматуры для газопроводной магистрали нужно руководствоваться ГОСТом Р 56001-2014. При покраске задвижек для магистральных нефтепроводов нужно учитывать предписания ГОСТа Р 55020-2012. Изменить цвет окраски завод-изготовитель вправе по требованию заказчика. Также возможна поставка неокрашенной продукции. Однако корпус и крышка каждого изделия грунтуется особым составом. На заметку! Места маркировки задвижки нельзя заливать краской. Нанесенные знаки должны быть различимы после всех видов обработки изделия.
Обзор отечественных и зарубежных производителей
Среди лучших производителей шаровых кранов стоит назвать следующие российские и зарубежные компании:
- Лидером на рынке шаровых кранов считается компания ValTec. Эта марка давно производит надежное и качественное сантехническое оборудование.
- На втором месте находится продукция марки Bugatti. Ее также характеризует высокое качество, но бренд не так давно присутствует на рынке сантехнического оборудования, как ValTec.
- Среди отечественных производителей стоит назвать продукцию арматурного завода Бологовский. Запорная арматура этого производителя отличается приемлемой ценой и отменным качеством.
Различия шаровых кранов для воды и газа
Для воды
Водопроводные шаровые краны настраивают подачу воды, а также перекрывают трубопровод в случае надобности. Их устанавливают на разводку и линии, ведущие к стиральной машине, посудомоечной, другим бытовым приборам, к раковине, душевой кабине. Они могут быть смесителями для холодной и горячей воды. Сечение таких кранов варьируется от 1/2 дюйма до 200 мм.
Для газа
Для перекрытия потока газа используют специальные шаровые краны. От кранов для воды их отличает не только внешний вид, но и конструктивные особенности в виде удлиненного соединительного участка, более прочного корпуса и уплотнительного кольца. Их устанавливают на газопроводных трубах. Диаметр приварных газовых кранов составляет от 10 до 70 мм.
Что собой представляют фланцевые шаровые краны для воды?
Фланцевый кран для воды также имеет шарообразный запорный элемент, поворот которого по вертикали открывает отверстие для движения воды.
Шаровые краны такого типа применяют для трубопроводов, по которым транспортируют пар, нефть, воду, воздух. Обычно фланцевые конструкции используют в условиях, когда использование муфтовых кранов ограничено из-за условий эксплуатации (температура выше 100 °C или рабочее давление превышает 16 бар).
Важно следить за тем, чтобы кран был повернут до упора. Иначе на запорном элементе появится загрязнение, которое приведет к нарушению герметичности
Возникнет необходимость ремонта или даже замены всей конструкции.
Существует несколько видов классификаций кранов шаровых фланцевых для воды:
Конструктивно такие краны делятся на:
- Прямоточные;
- Смесительные;
- Проходные;
- Угловые.
По пропускной способности они бывают:
- Стандартные (70−80%);
- Полнопроходные (90−100%);
- Неполнопроходные (40−50%).
Краны такого типа делают из различных материалов:
- Латунь;
- Сталь;
- Бронза;
- Чугун.
Шаровые краны также могут быть со встроенным фильтром для воды и без него.
При выборе фланцевого крана, уделите большое внимание качеству комплектующих, так как это обеспечивает длительное время службы и надежность в эксплуатации. Цена шарового крана не должна быть слишком низкой
Выбирая подобный элемент, уточните рабочую среду и допустимый температурный диапазон. В таком случае сантехнический ремонт не принесет дополнительных хлопот.
Достоинства крана шарового фланцевого для воды:
- Большой срок эксплуатации;
- Надежная герметичность при перекрытии потока;
- Небольшое гидравлическое сопротивление;
- Компактность;
- Небольшие размеры;
- Простая конструкция;
- Монтируется в любом положении;
- Нет необходимости в техобслуживании;
- Легкость в использовании;
- Краны с разборным корпусом можно починить;
- При необходимости быстро перекрывается вручную.
Минусы таких кранов:
- Дорогие;
- Тяжелые;
- Длинный рычаг при ручном управлении.
Читайте материал по теме: Поставщик инженерной сантехники: критерии правильного выбора
Сальниковый узел шарового крана
Сальниковый узел шарового крана обеспечивает его герметичность. Конструктивно сальниковый узел может иметь различные схемы.
Самым надежным считается сальниковый узел с тефлоновым сальниковым кольцом 2 высотой не менее 40 % диаметра штока, прижимной сальниковой гайкой с наружной резьбой 3 и со штоком 1, вставленным изнутри.
Стоит помнить, что шаровые краны с неремонтопригодными сальниковыми узлами при первой протечке по штоку придется заменить.
Не следует выбирать шаровой кран, у которого шток вставлен снаружи, а не изнутри корпуса. С одной стороны, это делает кран ремонтопригодным, но с другой существует опасность, что шток выбьет давлением рабочей среды, если оно высокое. При такой конструкции крана не приходится надеяться на то, что сальниковая гайка удержит шток, т.к. любое не законтренное резьбовое соединение под действием продольных сил стремится к раскручиванию. Это происходит потому, что продольная сила F на винтовой плоскости раскладывается на две взаимно перпендикулярные силы – Fp и Fn.
Сила Fn нормальна к винтовой плоскости и взаимодействует на направляющую винтовую плоскость, она задает прочность винтового соединения. Сила Fp направлена вдоль винтовой плоскости. И стремится раскрутить соединение. Помешать раскручиванию может только сила трения, но при вибрационных нагрузках сила трения существенно ослабевает. Это и приводит к самопроизвольному раскручиванию. Эта же проблема возникает и в накидных гайках обжимных фитингов, поэтому их необходимо время от времени довинчивать.
Сила, вызванная давлением рабочей среды, стремится вытолкнуть шток шарового крана из сальникового патрубка. При штоке, вставленном изнутри, выталкивающую силу воспринимает буртик штока, опирающийся на корпус крана .
Если шток вставлен снаружи, выталкивающую силу воспринимает сальниковая гайка. Вибрации и переменные температурные нагрузки приводят к самопроизвольному откручиванию сальниковой гайки, что в свою очередь ведет к появлению течи.
Если не следить за этим соединением гайка может частично раскрутиться. Если это произойдет, то при малейшем скачке давления, оставшаяся в зацеплении часть резьбы может быть смята, и шток будет выбит из крана.
Самая неудачная конструкция сальникового узла, когда опорный буртик штока смещен вверх и прижимается сальниковой гайкой. Здесь сальниковая гайка одновременно выполняет две функции, это ограничение хода штока и ограничение прижимного элемента для сальникового уплотнителя. Кроме возможного выбивания штока, в данной конструкции существует опасность полного заклинивания шара штоком. Это может произойти уже после нескольких довертываний сальниковой гайки.
Область применения шаровых кранов
Сегодня эти изделия используются повсеместно. Они незаменимы при соединении и установке водопроводных труб. Такие краны в обязательном порядке используются при подключении разного сантехнического оборудования (бойлеров, проточных газовых колонок, двухконтурных котлов и т.п.). Их применяют при монтаже радиаторов отопления и самих отопительных коммуникаций, при подключении водяных и газовых счетчиков и другого оборудования учета.
Существует несколько разновидностей таких изделий, каждое из которых имеет более узкую сферу использования
Важно правильно выбрать подходящий элемент, поэтому мы подробно рассмотрим все разновидности и их характеристики
Разновидности шаровых запорных механизмов
Данный тип запорных устройств имеет несколько разновидностей, которые отличаются по конструкции, пропускной способности, регулировке потока, строению управляющего узла и материалу изготовления. Ниже мы рассмотрим эти вопросы.
ФОТО: avatars.mds.yandex.netРынок предлагает большой ассортимент шаровых кранов разного вида
Используемые материалы для кранов со сферическим запором
Для изготовления запорной арматуры могут использоваться самые разные металлы и их сплавы:
- сталь;
- латунь;
- бронза;
- чугун;
- хром;
- цинк-алюминиевый сплав;
- полипропилен.
ФОТО: lidersnabvrn.ruКран с бронзовым корпусом и стальным сферическим затвором
Использование того или иного материала обусловлено назначением детали и особенностями эксплуатации. Самый часто используемый в производстве шаровых кранов металл — латунь, что обусловлено её высокими антикоррозийными и прочностными характеристиками.
Конструктивные отличия корпуса
По строению корпуса запорная арматура с шаровым затвором подразделяется на:
- Моноблок — литая цельнометаллическая или полипропиленовая конструкция.
- Двухсоставная. Корпус представляет собой конструкцию из двух частей: основной (цельнометаллическая или кованая с одним патрубком), где расположен рабочий узел, и малой (второй соединительный патрубок).
- Трёхсоставная, состоящая из основного центрального элемента и двух присоединяемых патрубков.
ФОТО: st2.stblizko.ruМоноблок
ФОТО: cdn.vseinstrumenti.ruДвухсоставной корпусФОТО: armastock.ruТрёхсоставная конструкция с патрубками под приварку
Возможности затворного узла
По возможностям затворного устройства шаровые краны делятся на:
- запирающие — имеют только два положения: открыто и закрыто;
- регулирующие — способны плавно изменять силу напора рабочей среды;
- трёхходовые — корпус представляет собой тройник, отверстия в металлической сфере выполнены таким образом, чтобы можно было перенаправлять жидкость в разные ветки трубопровода или соединять вместе потоки двух рабочих сред.
ФОТО: armaturnik.ruТрёхходовой кран позволяет перенаправлять потоки рабочей среды в другую магистраль
Способ присоединения к трубопроводу
Запорная арматура шарового типа различается и по способу присоединения к коммуникациям:
- Резьбовое. Кран с внешней резьбой ввинчивается в трубу или навинчивается на неё (внутреннее резьбовое соединение).
- Обжимное. Патрубки имеют резьбовую нарезку, но для подключения требуется обжимная гайка.
ФОТО: giantsalon.ruКран с наружной резьбой
Пропуская способность шарового крана
По пропускной способности различают следующие виды муфтовых шаровых кранов:
- полнопроходной. Диаметр сквозного отверстия в сфере затворного узла такой же или чуть меньше (1-10%) внутреннего сечения трубы. Это даёт возможность пропускать рабочую среду в полном объёме;
- стандартнопроходной. Отверстие в шаре рабочего узла меньше внутреннего диаметра патрубка, что уменьшает пропускную способность крана.
ФОТО: vod23.ruДиаметр сквозного отверстия в сферическом затворе равен внутреннему сечению патрубка и трубы
Конструкция управления
Шаровые муфтовые краны по типу управления могут быть:
- Вентильные. Оснащаются поворотной ручкой-«бабочкой».
- Рычажные.
ФОТО: irkutsk.budus.ruРучка-«бабочка» и рычаг
Особенности задвижек
Задвижки отличаются конструктивной простотой, призванной обеспечивать открытие или перекрытие движения вещества. Затвор, который располагается внутри рабочей полости корпуса устройства, перемещается под прямым углом к оси потока. Движение затворного механизма происходит за счет вращения в узле шпиндель-ходовая гайка. Шпиндель (шток), проходящий через сальниковый уплотнитель, служит связующим звеном между затвором и приводом задвижки, в качестве которого может выступать маховик, редуктор, автоматическое устройство.
Фиксация изделия на трубе выполняется несколькими способами: с помощью фланцев, приварным или муфтовым способом. Основными материалами для производства задвижек является сталь, в том числе и нержавеющая, и чугун.
Конструктивная специфика задвижек не позволяет использовать их в качестве регулирующей арматуры. Затвор изделия может находиться в двух рабочих положениях: «открыто» и «закрыто». Его установка в промежуточном положении приводит к поломке запорного механизма, вследствие чего нарушается герметичность прилегания клина даже при переводе в крайнее положение.
Рис. 1
Клиновые задвижки (наиболее популярный тип арматуры) отличаются внушительными габаритами и весом. Использование устройств с выдвижным шпинделем требует дополнительного свободного места, наличие которого не всегда предусматривается конструкцией трубопровода.
Классификация шаровых кранов
Пропускной диаметр крана определяет его проходимость. По этому параметру различают полнопроходные и неполнопроходные изделия:
- Полнопроходной кран имеет отверстие такого же диаметра, как диаметр трубы. Арматура обеспечивает сохранение напора потока с низким уровнем гидравлического сопротивления.
- Неполнопроходной кран имеет диаметр отверстия в шаре меньше, чем диаметр трубы, куда монтируется арматура. Из двух видов шаровых кранов для воды обычно выбирают неполнопроходные изделия, поскольку они дешевле.
Достоинства неполнопроходных кранов — низкая цена, небольшой вес и компактность. Однако эти плюсы достигаются в ущерб сроку эксплуатации и удобству. Если даже небольшая потеря носителя недопустима, лучше выбрать полнопроходный кран.
Тип присоединение крана к трубопроводу имеет особую важность. Метод и особенности соединения влияют на дальнейший ремонт, герметичность стыков и особенности эксплуатации системы в целом
Возможные варианты:
- Приварные краны изготавливают из стали в соответствии с нормативами ГОСТ. Чтобы поставить кран, не нужно думать о резьбе, достаточно приварить изделие на подготовленный отрезок трубы. Приварная арматура применяется для агрессивных сред, где важна защита от разгерметизации системы. Минус — при выходе изделия из строя нужно отрезать весь кран вместе с куском трубы и приваривать новое изделие.
- Фланцевые краны имеют большой диаметр, применяются для жидких и газообразных сред, не требующих идеальной герметизации. По конструкции фланцевые изделия бывают двухсоставными и трехсоставными. Трехсоставная конструкция значительно облегчает ремонт и эксплуатацию, поскольку позволяет менять прокладки без демонтажа арматуры.
- Муфтовые краны — присоединяются посредством резьбы, позволяют ремонт без полного демонтажа. Это наиболее распространенный вид шаровых кранов для водопровода в жилищно-коммунальном хозяйстве.
- Комбинированная арматура — на одном конце трубы может быть фланец, на другом приварная часть крана. Этот тип изделий максимально универсален и обеспечивает подгонку функциональности кранов к условиям эксплуатации в конкретном трубопроводе.
Краны могут изменять направление потока или никак на него не влиять. Также этот тип арматуры используется для объединения и разделения потоков. С учетом указанной функциональности, существует следующая классификация:
- Проходные изделия не изменяют направление рабочей среды.
- Угловые изделия рассчитаны на установку в точках изгиба и на труднодоступных участках трубопровода.
- Трехходовые краны — оснащены двумя входными патрубками и одним выходным патрубком. Простейший пример — смеситель для холодной и горячей воды.
- Многоходовые краны используются при разделении и смешении потоков.
Конструкция шарового крана
Различают несколько способов установки шара в корпус шарового крана.
Корпус может представлять собой составную конструкцию из двух (2-составная) или более частей (как правило, 3-составная), соединенных между собой болтами (очень похоже на фланцевое соединение). Преимущества такого технического решения очевидны ─ простота обслуживания и ремонта. Так, трехсоставная конструкция позволяет заменять и затягивать прокладки, проводить техническое обслуживание и ремонтные работы без демонтажа крана.
Но при эксплуатации шаровых кранов с составным корпусом следует учитывать возможность нарушения герметичности и непроизвольного раскрытия разъемов в случае нарушения регламента технического обслуживания.
Возможны конструкции с разъемами в верхней части корпуса либо разъемами, расположенными перпендикулярно или под углом к оси трубопровода. Через них в корпус вставляются шар и уплотнительные кольца. Наконец, еще один вариант ─ заваренный корпус, не имеющий разъемов.
В зависимости от способа фиксации запирающего (регулирующего) элемента, различают две возможные модификации подвижного сопряжения: краны шаровые с плавающей пробкой (с плавающим шаром) и краны шаровые с пробкой в опорах (шаром с фиксированной осью). В первом случае уплотнение запорного органа происходит благодаря самоуплотнению ─ плавающий шар под воздействием давления рабочей среды прижимается к седлу и фиксируется уплотнительными седлами, которые воспринимают нагрузку от перепада давления. Это гарантирует надежное плотное без утечек прилегание шара к седлу, а также «автоматическую» компенсацию износа седла.
Во втором случае ─ пробка фиксируется цапфами в крышке и корпусе крана, вследствие чего нагрузка приходится на подшипники опор. Особенности конструкции не могут не влиять на функциональные свойства шаровых кранов разных исполнений. Краны шаровые с плавающей пробкой используют при более низких давлениях и температурах, а краны шаровые с пробкой в опорах устанавливают на трубопроводах большого (более 500 мм) диаметра.
В конструкции шаровых кранов могут реализовываться различные конструктивные решения, направленные на увеличение их функциональности. Так, в шаровых кранах с V-образным вырезом удается обеспечить сплошной поток с небольшими перепадами давления, что делает возможным их использование для управления пульпами и вязкими жидкостями.
Чтобы снизить повышенные усилия, действующие на седла в шаровых кранах с большим номинальным диаметром и приводящие к преждевременному износу уплотнительных поверхностей, может предусматриваться предшествующий повороту шара автоматический отжим уплотнительного кольца под действием рабочей среды. Еще один способ снизить механические нагрузки на седла ─ подача на них смазки.
Также как и для других видов арматуры для шаровых кранов можно использовать различные типы присоединения к трубопроводу. Наибольшее распространение получили фланцевый, под приварку и муфтовый.
Маркировка шаровых кранов
Все шаровые краны имеют на корпусе отлитые знаки: стрелку, указывающую на направление движения воды и диаметр в дюймах.
Основная маркировка каждого изделия наносится в несколько строк.
- Товарный знак производителя.
- Характеристика данного узла. Например, КШ.Т.Х обозначает кран шаровый, для теплоснабжения, климатические условия — хладостойкий.
- DN с цифрами — проходное сечение, диаметр. PN и цифра — допустимое давление.
- Материал корпуса. Тип соединения.
- Серийный номер, один на всю партию.
- Предельные температуры работы.
Ниже контакты фирмы и страна производитель. Сбоку обычно ставится дата изготовления корпуса. Вся маркировка заключается в рамочку.
Как выбрать и на что обратить внимание при покупке?
- Для начала определите сечение труб в магистрали, на которую планируете установить кран.
- Учитывайте возможные гидроудары, которые могут вывести из строя запорную арматуру.
- Подбирайте изделие, подходящее для определенной рабочей среды, с которой будет контактировать шаровой элемент.
- Для обеспечения долговечной работы учитывайте материал корпуса и качество его изготовления. Самые недолговечные силуминовые устройства.
При покупке обратите внимание на вес изделия и блеск корпуса. Металлические элементы намного тяжелее пластиковых деталей и прослужат они гораздо дольше
Блеск корпуса указывает на высокое качество продукции, потому что присутствует только при нанесении хромированного или никелевого напыления на латунный корпус.
Запорные задвижки
Выбор запорной арматуры предполагает выбор качественных трубопроводных задвижек. Они нужны для периодического перекрытия потока рабочей среды. Материалом для изготовления задвижек служит чугун, сталь, нержавеющая сталь или сплавы цветных металлов. Выбор материала задвижки зависит от содержимого трубопровода (щелочная или кислая среда).
По принципу работы задвижки бывают:
- клиновые,
- параллельные.
Клиновые задвижки имеют затвор в виде клина. Уплотнительные поверхности такого затвора расположены под углом относительно друг друга. Шпиндель у клиновых задвижек является невыдвижным. Клин может быть упругий, жесткий или двухдисковый. Применяют задвижки на трубопроводах, по которым перекачиваются нефть, газ, вода, некоторые неагрессивные вещества.
Очень важно, чтобы рабочая среда была химически нейтральна к материалу задвижки. На газопроводах используют клиновые задвижки с выдвижным шпинделем, изготовленным из чугуна. На газопроводах используют клиновые задвижки с выдвижным шпинделем, изготовленным из чугуна
На газопроводах используют клиновые задвижки с выдвижным шпинделем, изготовленным из чугуна.
Наибольшую популярность приобрели задвижки, оснащенные электроприводом. Он позволяет достаточно быстро приводить заглушку в открытое или закрытое положение, а также частично перекрывать поток. Управление электроприводом может осуществляться дистанционно, с пульта, а может включаться вручную, непосредственно на трубопроводе. За положение запорного механизма отвечают специальные датчики и индикаторы. Задвижки, оснащенные электроприводным механизмом, можно использовать на любых трубопроводах.
Врезка запорных задвижек в трубопровод производится при помощи фланцевого соединения или сварки.
Устройство запорных вентилей
Устройство запорного вентиля.1. Корпус 2.Крышка 3. Золотник 4.Шток 5. Втулка 6. Ручка
Запорный вентиль является разновидностью запорной арматуры и предназначен для полного перекрытия потока рабочей среды, движущейся по трубопроводу. Он не предназначен для регулирования рабочего давления в трубопроводе. Вентиль должен находиться всегда в полностью открытом или полностью закрытом положении. Все вентили обладают небольшим ходом запорного органа, а также допускают установку в любом положении.
Запорный вентиль состоит из золотника, находящегося на опускающемся шпинделе. При закрывании вентиля золотник опускается на седло, перекрывая поток.
Запорный орган вентиля перемещается параллельно направлению потока, что немаловажно для предотвращения возможных гидроударов в трубопроводе. Вентили могут различаться по виду герметизации, они бывают:. Вентили могут различаться по виду герметизации, они бывают:
Вентили могут различаться по виду герметизации, они бывают:
- сильфонные,
- диафрагмовые,
- сальниковые.
Все запорные вентили имеют соединительные патрубки, благодаря которым производится их врезка в трубопровод. Вентили, которые предназначенные для работы с высоким давлением, имеют толстые стенки, а монтируются к трубопроводам при помощи приварки. Изделия небольших размеров имеют муфтовые соединения. Вентили больших размеров могут соединяться с трубами посредством фланцевых патрубков.